ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОПЕРАТОРА К ИНФОРМАЦИОННОМУ СТРЕССУ В УСЛОВИЯХ РИСКА


https://doi.org/10.15372/PEMW20180224

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается проблема индивидуальной психической устойчивости представителей одной из профессий (оператора) высокотехнологичного контента к переменным информационного риска в психологически сложных ситуациях. Научный интерес заключается в глубоком изучении наиболее значимых свойств в системе личных качеств оператора, которые обеспечивают адаптацию к стрессорам в трудовом процессе. Методологической основой исследования стали положения системно-комплексного подхода, системно-регулятивной концепции, когнитивного подхода к изучению стресса и когнитивно-аффективной теории личности. Результаты анализа теоретических подходов к стрессоустойчивости сотрудников высокотехнологичных профессий послужили основой для проведения экспериментального исследования. Наряду с общими научными методами был использован набор методов, в том числе индивидуальный типологический вопросник Л. Н. Собчик; вопросник доминантного психического состояния Л. В. Куликова; опросник волевого самоконтроля, разработанный А. Г. Зверковым и Б. В. Эйдманом, позволивших оценить стрессоустойчивость обследованного контингента. В работе были обследованы 62 оператора, осуществляющих профессиональную деятельность на различных стратегических объектах, расположенных в Сибирском субрегионе. Приводятся результаты изучения психического состояния операторов в условиях информационного воздействия. Выделяется группа респондентов, вероятностно подверженная переменным информационного риска. Результаты исследования показали, что 6% респондентов испытывают общее беспокойство, 12% – состояние агрессии, 15% – депрессии и 9% находятся в состоянии интрапсихического конфликта. В то же время от 3% до 6% респондентов показали низкий уровень активности и производительности. В целом, низкий уровень удовлетворенности жизнью показали около 21% респондентов. Подтверждено предположение о специфичности влияния информационного стресса в условиях риска. Группа респондентов идентифицирована как вероятностно подверженная влиянию информационного стресса. Сделан вывод, что необходим не только мониторинг за состоянием стрессоустойчивости операторов, но и повышение индивидуальной психической стабильности оператора с помощью психологических методов и обучения. Дальнейшее изучение психологической природы стрессоустойчивости, механизмов ее проявления, зависимости от специфики деятельности и влияния на трудовой процесс даст возможность обосновать перспективные направления исследований.

Об авторах

В. В. Собольников
Новосибирский государственный педагогический университет.
Россия

Собольников Валерий Васильевич – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии. Действительный член Международной академии наук педагогического образования, вице-президент Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека.

630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.



В. В. Иргит
Новосибирский государственный педагогический университет.
Россия

Иргит Виктория Владимировна – аспирант кафедры общей психологии и истории психологии.

630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.



Список литературы

1. Mischel W., Shoda Y. A cognitive-affective system theory of personality // Psychological Review. 1995. Vol. 102, no. 2. P . 246–268.

2. Собольников В. В. Психология деятельности в особых и экстремальных условиях: проблемы развития личности: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 187 с.

3. Maynard D. C., Hakel M. D. Effects of Objective and Subjective Task Complexity on Performance // Human Perfomance. 1997. Vol. 10, no. 4. P . 303–330.

4. Кроак Дж. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 869 с.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. 286 с.

6. Kobasa S. C. Personality and Resistance to illness // American Journal of Community Psychology. 1979. Vol. 7. P. 413–423.

7. Martenuick R. G. Differential effects of shock arousal on motor performance // Perception and Motor Skills. 1969. Vol. 29. № 2. P. 443–447.

8. Parsons P. A. Advances in the Study of Behavior // Behavior Genetics. 1998. Vol. 18. P. 155–180.

9. Lazarus R.S., Launier R. Stress – Related Transactions between Person and Environment / ed. L. A. Pervin, M. Lewis. Perspectives in interactional Psychology. New York: Pervin / Plenum. 1978. P. 287–327.

10. Rizvi N. H. A critique of the models to study stress // Journal Social Science and Human. 1985. Vol. 1–2. P . 103–123.

11. Леонова А. Б. Психология профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 69–78.

12. Lazarus R. S. Progress on a cognitive motivational-relational theory of emotion // American Psychologist. 1991. Vol. 46. P . 819–837.

13. Сапов И. А., Новиков В. С. Неспецифические механизмы адаптации человека. Л.: Наука, 1984. 146 с.

14. Endler N. S., Parker J. D.A. Multidimencional assessment of coping: Acritical evaluation // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58(5). P. 844–854.

15. Folkman S., Schaefer C., Lazarus R. Cognitive processes as Mediators of stress and Сoping // Human Stress and Cognition: An information processing approach. Chapter 9. / Ed. V. Hamilton, D. M. Warburton. Chichester: Wiley, 1979. P. 265–298.

16. Бодров В. А. Информационный стресс: монография. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.

17. Куликовский, В.В., Боковиков, А. М. Информационные нагрузки при умственной деятельности и астенический синдром // Физиология человека. 1993. № 1. С. 75–77.

18. Никулина Н. Ю., Гудакова Е. В. Риски современного информационного общества [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 1. С. 361–363. URL https://moluch.ru/archive/81/14763/ (дата обращения: 24.01.2018).

19. Ребер А. С. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 2000. Т. 2 (П–Я). 560 с.

20. Mammut L. S. State in the context of globalization // Law and Politics. 2004. No. 1. P. 4–13.

21. Buunk B. P. Schauffeli W. B. Burnout: A perspective from social comparison theory. Professional burnout: Resept developments the theory and research / Ed. W. B. Schauffeli, S. C. Maslach and T. Marek. Washington DC: Taylor and Francis. P. 53–69.

22. Mischel W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades // Handbook of personality: Theory of and Research. N. Y; London: Guilford Press. 1990. P . 111–134.

23. Автоматизированное рабочее место военного психолога: метод. руководство. М.: ЗАО Научнопроизводственный центр «ДИП», 2012. 320 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Собольников В.В., Иргит В.В. ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОПЕРАТОРА К ИНФОРМАЦИОННОМУ СТРЕССУ В УСЛОВИЯХ РИСКА. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1940-1951. https://doi.org/10.15372/PEMW20180224

For citation: Sobolnikov V.V., Irgit V.V. THE PROBLEM OF THE INDIVIDUAL STABILITY OF THE OPERATOR TO INFORMATION STRESS UNDER RISK CONDITIONS. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1940-1951. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180224

Просмотров: 470

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)