ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБУЧАЕМОГО О ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ФОРМАХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ С ОБУЧАЮЩИМ


https://doi.org/10.15372/PEMW20180218

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена проблеме дидактической коммуникации в контексте ее восприятия и рефлексирования обучаемым. Автор исходит из предположения о существенной роли субъективных представлений обучаемого в развертывании эффективной дидактической коммуникации с обучающим. Предметом исследования выступили представления обучаемого о целях дидактической коммуникации с обучающим, о формах обучающего воздействия и организационных формах дидактической коммуникации, а также субъективные критерии, которые обучаемый использует для оценки степени эффективности дидактической коммуникации в целом. Исследование осуществлено на выборке студентов-первокурсников Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского (общий объем выборки составил 62 человека). В качестве инструмента исследования послужила авторская методика опросного типа. Как показывают результаты исследования, опрошенные нами студенты в качестве основной цели дидактической коммуникации с обучающим рассматривают рост своей психологической компетентности. Обучаемые отдали предпочтение коммуникативным формам организации учебного взаимодействия. Как показало исследование, обучаемые субъективно оценивают дидактическую коммуникацию по критериям личностной значимости содержания и эффективности приемов, направленных на его раскрытие.

Об авторе

П. В. Меньшиков
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского.
Россия

Меньшиков Петр Викторович – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования.

248023, Калуга, ул. Степана Разина, 26.



Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.

2. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Новые образовательные практики в контексте коммуникативного подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 3. С. 1179–1185. DOI: 10.15372/PEMW20170306

3. Штейнмец А. Э., Горбачева Е. И., Филатова Г. Д., Меньшиков П. В., Фомин А. Е. Психологические задания к педагогической практике студентов: пособие для преподавателей / под ред. А. Э. Штейнмеца. М.: ВЛАДОС, 2002. 128 с.

4. Haenen J. Piotr Gal’perin: Psychologist in Vygotsky’s footsteps. Commack, New York: Nova Science Publishers, 1996. 280 p.

5. Marton F., Sдljц R. Approaches to learning // The Experience of Learning / ed F. Marton, D. Hounsell, N. J. Entwistle. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1997. P . 39–58.

6. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация; ПИ РАО, 2013. 432 с.

7. Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознание личности / под ред. Л. А. Петровской. М: РГСУ, 2006. 205 с.

8. Entwistle N., Ramsden P. Understanding student learning. London: Croom Helm, 1983.330 p.

9. Knowles, M. S. The modern practice of adult education from pedagogy to andragogy. Chicago, 1980. 273 p.

10. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М.: Образование, 1995. 256 c.

11. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. 108 с.

12. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. 204 с.

13. Entwistle N. J. Teaching for Understanding at University. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan, 2009. 208 р.

14. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В., Моисеева Т. В. Дидактическая коммуникация: умение учиться и умение учить / под ред. М. Р. Арпентьевой. Калуга: КГУ, 2017. 353 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Меньшиков П.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБУЧАЕМОГО О ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ФОРМАХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ С ОБУЧАЮЩИМ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1896-1901. https://doi.org/10.15372/PEMW20180218

For citation: Menshikov P.V. REPRESENTATIONS OF THE TEACHER ON THE PREFERRED FORMS OF DIDACTIC COMMUNICATION WITH THE TRAINING. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1896-1901. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180218

Просмотров: 307

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)