ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Я.А. КОМЕНСКОГО (В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ)


https://doi.org/10.15372/PEMW20180215

Полный текст:




Аннотация

В статье анализируются принципы обучения и воспитания в системе Я. А. Коменского в контексте возможности создания пространства доверительной коммуникации в образовательной среде. Автор выделяет следующие основные принципы воспитательно-образовательной системы Я. А. Коменского: принцип высшей ценности знания; целостности обучения и нравственного воспитания; ненасильственности и толерантности; всеобщности и универсальности обучения; однородности среды; социальной коммуникации; непрерывности образования; равенства всех учащихся (субъектов образовательного процесса) и любви. Рассматривается возможность формирования современной образовательной модели на основе изучения идей великого педагога и мыслителя с учетом психологических аспектов обучения при формировании когнитивной модели. Автором предпринята попытка охарактеризовать этапы развертывания когнитивной модели применительно к текстам Я. А. Коменского; делается вывод о том, что применительно к анализу текстов метод моделирования, возможно, обладает неограниченным потенциалом. При этом отмечены возможные проблемы, возникающие в процессе интерпретации: между семантикой как областью значений, задающих «поле» смыслов, дальнейшего понимания и интерпретации, и синтаксисом, понимаемым как сочетание знаков языка, и принципиальной нередуцируемостью семантической составляющей к синтаксису. С неизбежностью «закладывая» в модель семантические характеристики на первом этапе ее создания, в дальнейшем, в процессе верификации, включающей, возможно, анализ статистических данных, нам придется каким-то образом трансформировать квалитативность семантических характеристик в формализованные синтаксические знаки для их обработки. При этом возникает еще одна проблема – субъективной интерпретации данных со стороны исследователя. После получения результатов формализации необходимо будет «запустить» обратный процесс: «от синтаксиса к семантике». Каким образом можно будет корректно осуществить механизм подобной трансформации в обе стороны, этот вопрос пока остается открытым и требует дальнейшего исследования. 

 


Об авторе

Е. А. Автандилян
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Россия

Автандилян Евгений Андроникович – кандидат социологических наук, доцент кафедры философии языка и коммуникации философского факультета.

119991, Российская Федерация, Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 4.



Список литературы

1. Официальный сайт Римского Клуба [Электронный ресурс]. URL:http://www.clubofrome.org (дата обращения: 13.02.2018).

2. Автандилян Е.А. Ж. Ж. Руссо и новая методология образовательных процессов. Отечественная и зарубежная педагогика. Спецвыпуск. М., 2012.

3. Скрипкина Т. П. Психология доверия. М.: Академия, 2000. 264 с.

4. Коменский Я. А. Пампедия [Электронный ресурс]. URL://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Pampedia_izbr.htm (дата обращения: 13.02.2018).

5. Коменский Я. А. Великая дидактика [Электронный ресурс]. URL: //jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm (дата обращения: 13.02.2018).

6. Чалмерс Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: Либроком, 2015. 512 с.

7. Автандилян Е. А. Тринитарная модель постнеклассической методологии как экспликация индуизма. 2015. № 4(46). С. 14–19.

8. Меськов В.С., Мамченко А. А. Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образовательных процессов // Ценности и смыслы. 2010. № 2(5). С. 17–49.

9. Меськов В. С. Методология тринитарности // Вопросы философии. 2013. № 2. С. 66–76.

10. Золян С.Т. «Бесконечный лабиринт сцеплений»: семантика текста как многомерная структура // Критика и семиотика. 2013. № 1(18). С. 18–44.

11. Серл Дж. Как можно решить проблему «сознание – тело»? М.: Идея-Пресс, 2014. 108 с.

12. Автандилян Е.А. С. И. Гессен и гуманизация российского образования в контексте возврата к духовным и общекультурным ценностям // Научный альманах. 2015. № 8(10). С. 1425–1429.

13. Barlo D. K. The process of Communication. An Introduction to Theory and Practice. N.Y., 1960.

14. Bugental J. F. T. Talking: The fundamentals of humanistic professional communication. Santa Rosa, CA: Author, 1980.

15. Bugental J. F. Т. Seek a wild god. AHP Perspective.1980. March. P. 8.

16. Greeting and Maintaining Trust // Training and development. 1995. December.

17. Lahno B. Trust, Reputation and Exit in Exchange Relationships // J. of Conflict Resolution. 1995. Vol. 39(3). 18. May R. Love and will. New York: Norton, 1969.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Автандилян Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Я.А. КОМЕНСКОГО (В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ). Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1868-1875. https://doi.org/10.15372/PEMW20180215

For citation: Avtandilian E.A. FORMATION OF MODERN EDUCATIONAL MODELS AND EDUCATION PRINCIPLES BY MEANS OF CREATIVITY BY IA.A. KOMENSKII (THE CONTEXT OF TRUST COMMUNICATION SPACE). Professional education in the modern world. 2018;8(2):1868-1875. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180215

Просмотров: 387

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)