ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ


https://doi.org/10.15372/PEMW20180207

Полный текст:




Аннотация

Введение. Философско-аксиологический взгляд на динамику становления и развитие российского образования, содержащего основные признаки социума, в котором оно функционирует, в норме представляющего собой «слепок» породившей его культуры (фрактальный признак) – фундамент отечественного образования. Цели – проанализировать исторические условия и проблемы взаимосвязи образовательной модели с ценностями и нормами культуры и общества; показать, что философский взгляд на специфику отражения в образовании опыта социокультурной жизнедеятельности дает возможность теоретически осмыслить современную образовательную реальность, развивающуюся в супердинамичных социальных условиях глобально-информационной культуры. Методология и методы исследования. Сравнительная характеристика динамики исторического развития западной и российской моделей образования позволяет сделать анализ с помощью методологических основ философии образования (онтологии, эпистемологии и аксиологии) и определить общие стратегии построения нового гражданского общества с ценностно-гуманистическим типом сознания. Спрогнозировать создание единого образовательного вектора представляется возможным на основе признания «европейского измерения в образовании» и становления интегрального интеллекта человека (интеллекта, но не ресурса мышления, духовного потенциала или воспитывающих ценностей). Реальная модернизация образования в современном понимании поднимает вопрос о подготовке педагогических кадров, прошедших путь «индивидуализации» или «сущностной трансформации». Сегодня остро необходим постоянно развивающийся педагог, знакомый с новыми способами коммуникации, открытый для инноваций и нравственной экологии, что требует детального анализа с позиции методологических возможностей философии образования. Практическая значимость.  Предлагаемый в статье историко-философский анализ, а также онтологический и аксиологический инструментарий позволяют оперативно оценить современное состояние проблемы взаимодействия образования и социокультурных ценностей. Материал статьи может быть полезен специалистам, занимающимся вопросами генезиса онтологических и методологических оснований современной философии образования и поиска пути выстраивания нового образовательного вектора. Научная новизна и результаты. В статье делаются выводы о специфике и возможности расширения ареала присутствия отечественного образования в мировом пространстве, автономии собственных российских ценностей системы образования. Праксиологический анализ социокультурных реалий современности указывает на то, что постмодернистская культура перестала быть отраслевой, а социальное развитие стало интегративным. В единстве они движутся к новому типу рациональности и новым способам коммуникации. Для развивающейся России остается открытым вопрос: какие социокультурные приоритеты потребуется эволюционировать в качестве современных ценностных образовательных ориентиров? 


Об авторах

И. В.  Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет.
Россия

Яковлева Ирина Владимировна – кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник.

 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.


Т. С.  Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет.
Россия

Косенко Татьяна Сергеевна – кандидат философских наук, доцент, заместитель директора. 

 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.



Список литературы

1. Кирьякова А. В. Теория ценностей – методологический базис аксиологии образования [Электронный ресурс] // Аксиология и инноватика образования. URL: http://www.orenport.ru/axiology/docs/3/3.pdf. (дата обращения: 03.02.2018).

2. Пфаненштиль И.А., Пфаненштиль Л. Н., Яценко М. П. Глобальный мир как единая аксиологическая система: проблемы и перспективы // Философия образования. 2015. № 3(60). С. 5–14.

3. Камашев С.В., Косенко Т. С., Наливайко Н. В., Ушакова Е. В. Специфика и тенденции развития образования в условиях современной глобализации // Философия образования. 2015. № 4(61). С. 144–155.

4. Kosenko T.S., Nalivayko N. V., Begalinova K. K. Uncertainty Principle in Education as a Socio-philosophical Problem // International Multidisciplinary Conference on Contingency in the Education, Art and Sport. Prague, CZECH REPUBLIC. 2017. Р. 83–88.

5. Ценностные основания образования: специфика России: моногр. / под общ. ред. проф. Б. Н. Бессонова. М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016. 215 с.

6. Perry R. B. General theory of value. N.Y.: Harvard University press, 1950. 729 р.

7. Булгаков С. Н. Философский смысл троичности // Из истории гуманистической мысли: хрестоматия / под ред. А. Г. Придчина. М.: Изд-во МГУ, 1993. 517 с.

8. Хоронько Л. Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2005. 42 с.

9. Гершунский Б. С. Философия образования: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.

10. Токарева Н. В. Влияние педагогических идей Западной Европы на развитие теории и практики высшего образования в России в XIX – нач. XX вв.: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 177 с.

11. Богданов И. Педагогика и психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие. URL: www. gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/11.php (дата обращения: 03.02.2018).

12. Видт И. Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историкокультурном процессе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень: Изд-воТюменского гос. ун-та, 2012. 50 с.

13. Турбовской Я. С. Философско-методологическое обоснование высшего образования как формирующего пространства // Образование для XXI века: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Москва, 17–19 ноября 2011 г.) / отв. ред. А. В. Костина, А. Э. Воскобойников. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. С. 5–72.

14. Кирьякова А.В. и др. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике: моногр. М.: Дом педагогики, 2008. 578 с.

15. Савина А. К. Проблема качества в европейском образовании // Ценности и смыслы. 2014. № 2. С. 27.

16. Философ и наука. Александр Павлович Огурцов / отв. ред. С. С. Неретина. М.: Голос, 2016. 538 с.

17. Рубанцова Т. А. Современная парадигма образования: традиции и новации // Философия образования. 2017. № 1(70). С. 23–28.

18. Наливайко Н. В. Ведение в философию образования: учеб. пособие / отв. ред. В. В. Целищев. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 271 с.

19. Kartashova Anna. Cultural and Historical Correlations of Ideal Education and Human Paradigm. Original Research Article. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 7 January 2015. Vol. 166. P. 351–355.

20. Rohit Menon, Anurag Tiwari, Akshay Chhabra, Damanpreet Singh. Study on the Higher Education in India and the Need for a Paradigm Shift. Original Research Article // Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 11. P. 866–871.

21. Ardashkin I. B. Philosophy of Education as a Social Development Factor: World Trends and Prospects for Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 7 January 2015. Vol. 166. P. 277–286.

22. Liliana Stan. Specialist Training in Pedagogy – A Recurring Challenge for Adult Education. Case Study: «Al. I. Cuza» University of Iaşi // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 14 August 2014. Vol. 142. P. 220–226.

23. Наливайко Н.В., Косенко Т. С., Яковлева И. В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования // Философия образования. 2017. №4(73). С. 143–153.

24. Яковлева И. В. Эпистемологический анализ образовательных парадигм и поиск путей выстраивания нового образовательного вектора (социокультурный подход) // Философия образования. 2017. №3 (72). С. 38–50.

25. Наливайко Н.В., Яковлева И. В., Лигостаев А. Г. Гармонизация отношений между школой и вузом как фундаментальная основа формирующей целостности системы отечественного образования // Философия образования. 2017. № 3(72). С. 144–150.

26. Наливайко Н.В., Косенко Т. С., Камашев С. В., Яковлева И. В. Кризис и проблема безопасности отечественного образования и воспитания // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. тр. Вып. 17. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2017. С. 102–106.

27. Яковлева И. В. Формы и методы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе в контексте философии образования // Философия образования. 2005. № 2(13). С. 215–221.

28. Касаткин П. И. Современное образовательное пространство: особенности и перспективы // Философия образования. 2017. №3(72). С. 144–150.

29. Чуринов Н. М. Российская система образования как фактор стабилизации общественной жизни // Философия образования. 2007. № 1(18). С. 146–152.

30. Борисенко И.Г., Яценко М. П., Черных С. И. Информационная политика в образовательной системе как отражение проблем общества // Философия образования. 2016. № 1(64). С. 51–60.


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Яковлева И.В.,  Косенко Т.С. ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1796-1805. https://doi.org/10.15372/PEMW20180207

For citation: Iakovleva I.V., Kosenko T.S. EVOLUTION AND SITUATION IN INTERACTION OF EDUCATION AND SOCIOCULTURAL VALUES. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1796-1805. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180207

Просмотров: 550

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)