НЕОБХОДИМОСТЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20180205

Полный текст:




Аннотация

На основе исторического и современного материала проанализированы значимые характеристики и условия формирования крити- ческого мышления, возникновение, формирование и дальнейшее развитие которого обусловлено социально-историческим контекстом, начиная с Древней Греции и заканчивая современным обществом. Обоснована необходимость форми- рования критического мышления как определя- ющего фактора развития личности в современ- ных условиях. Особенно значимым процесс формирования критического мышления становится в условиях перехода к персонифицированной парадигме образования. Обосновано, что условием перехода к индивидуальному обучению является развитие критического мышления как необходимого навыка отбора, анализа, систематизации, интерпретации информации. Показаны и частично устранены методические сложности в определении критического мышления, вызванные, с одной стороны, его «расширением», а с другой – «сужением». Выявлены значимые характеристики критического мышления: открытость, пластичность, целеориентированность, саморефлексивность и самоскептицизм. Продемонстрирована необходимость таких элементов критического мышления, как гипотезирование и вопрошание.

Об авторе

Э. В.  Барбашина
Новосибирский государственный медицинский университет, Институт философии и права СО РАН.
Россия

Барбашина Эвелина Владимировна – доктор философских наук, заведующая кафедрой философии.

Красный проспект, 52, 630091 Novosibirsk.



Список литературы

1. Colucciello M. L. Critical thinking skills and dispositions of baccalaureate nursing students – A conceptual model for evaluation // Journal of Professional Nursing. Vol. 13(4). P. 236–245.

2. Cottrell S. Critical Thinking Skills. Effective Analysis, Argument and Reflection. Palgrave, 2017. 296 p.

3. Halpern D. F. Teaching critical thinking for transfer across domains: Disposition, skills, structure training, and metacognitive monitoring // American Psychologist. 1998. Vol. 53(4). P. 449–455.

4. Renan S. Integration of critical thinking skills into elementary school teacher education courses in mathematics // Education. 2008. Vol. 28(3). P. 349–362.

5. Schick T. Jr., Vaughn L. How to think about weird things: Critical thinking for a new age (7th ed.). 2004. New York, NY, US: McGraw-Hill. 264 p.

6. Arends R. I. Learning to teach. McGraw-Hill Companies, Central Connecticut State University. (2004, 2007, 2009) 2012. 588 p.

7. Brookfield S. The Power of Critical Theory for Adult Learning and Teaching. Maidenhead, UK: Open University Press, 2005. 435 p.

8. Mason M. Critical Thinking and Learning // Educational Philosophy and Theory. 2007. Vol. 39. P. 339–349.

9. Brophy J., Evertson C. Learning from teaching: a developmental perspective. Boston: Allyn and Bacon. 1976, 212 p.

10. Baron J. B. Evaluating Thinking Skills in the Classroom. Teaching Thinking Skills: Theory and Practice. Eds. J. B. Baron & R. J. Sternberg. N. Y.: W. H. Freeman & Company, 1987. P. 221–247.

11. McPeck J. E. Critical Thinking and Education. New York: St. Martin’s Press, 1981. Series: Routledge Library Editions: Philosophy of Education (Book 12). 2007. 178 p.

12. Reflective Teacher Education: Cases and Critiques (S U N Y SERIES IN TEACHER PREPARATION AND DEVELOPMENT) Albany, N. Y.: SUNY Press. 1991, 281 p.

13. Vavrus M. Transforming the multicultural education of teachers. N. Y.: Teachers College Press, 2002. 256 p.

14. Bean J. C. Engaging Ideas: The Professor’s Guide to Integrating Writing, Critical and Active Learning in the Classroom, Second Edition. San Francisco, Jossey-Bass, 2011. 360 p.

15. Furgol М. Teaching History: Passion and Pragmatism. Inventio [Электронный ресурс] [on-line journal]. URL: http://www.doit.gmu.edu/Archives/spring00/mfurgol_5.html. (дата обращения: 22.02.2018).

16. Myers D., DeWall C. N. Exploring Psychology. Worth Publishers, 2016. 896 p.

17. Warnick B., Inch E. Critical Thinking and Communication. N. Y.: Macmillan, 2010.

18. Petress К. What Is Critical Thinking and Why Is It Useful? University of Maine at Presque Isle. University Times. 1998.

19. Paul R., Elder L. The Miniature Guide to Critical Thinking: Concepts and Tools. Dillon Beach, CA: The Foundation for Critical Thinking.

20. Paul R. Critical Thinking: How to Prepare Students For a Rapidly Changing, 1995.

21. Paul R., Elder L. Critical Thinking: Tools for Taking Charge of Your Learning and Your Life. N. Y.: Prentice Hall, 2001.

22. Paul R., Elder L. Critical Thinking: Tools for Talking Charge of Your Professional and Personal Life. N. Y.: Prentice Hall, 2002.

23. National Commission on Excellence in Education. A nation at risk: The imperative for educational reform. Washington, DC, 1983.

24. National Education Goals Panel. The national education goals report: Building a nation of learners. Washington, DC: U. S. Printing Office, 1991.

25. National Research Council. Learning, remembering, and believing: Enhancing human performance. Washington, DC: National Academy Press, 1994.

26. Diamond R. M. Curriculum reform needed if students are to master core concepts [Электронный ресурс]. URL http://chronicle.com/search97cgi/s97_cgi? (дата обращения: 01.02.2018).

27. Berkeley. School of information [Электронный ресурс]. URL http://www.sims.berkeley.edu/how-muchinfo/ (дата обращения: 01.02.2018).

28. Полит.ру [Электронный ресурс]. Polit.ru/news/ 2013/05/14/jump_bigdata/ (дата обращения: 03.02.2018).

29. Davidson J. Choosing when it’s confusing. Vital Speeches. 1996. No. 63(3). P. 84–90.

30. Alfaro-LeFevre R. Critical Thinking in Nursing: A Practical Approach. Philadelphia: WB Saunders, 1999


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Барбашина Э.В. НЕОБХОДИМОСТЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1777-1787. https://doi.org/10.15372/PEMW20180205

For citation: Barbashina E.V. THE NECESSITY OF CRITICAL THINKING DURING THE EDUCATION TRANSFORMATION. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1777-1787. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180205

Просмотров: 800

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)