НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
https://doi.org/10.15372/PEMW20180121
Аннотация
Психологический анализ учебного занятия представляет собой комплексную процедуру, которая дает возможность исследовать психологическую обоснованность и целесообразность действий педагога, а также осуществить гармоничное и успешное проектирование учебных занятий в будущем. Предметом психологического исследования/рефлексии являются поведенческие акты (поступки и действия) педагога: учителя, преподавателя на занятии – и вызываемые ими формы активности школьников/студентов. Можно выделить следующие аспекты анализа: 1) целеполагание занятия и его проектирование; 2) психологию организации познавательной активности учащихся; 3) мотивацию учебной деятельности студентов и построение отношений с ними; 4) стиль и иные особенности профессионального общения и дидактической коммуникации в целом; 5) профессиональную рефлексию. При всей важности особенностей познавательной, мотивационной и интерактивной сторон актуального взаимодействия наибольшее значение в успешности занятий и проектировании имеют профессиональная рефлексия и целеполагание специалиста. Целеполагание позволяет оценить особенности имеющихся у педагога/преподавателя умений и знаний в области проектирования и конструирования, рефлексия – воздействовать на развитие этих знаний и умений. Использование интегративной схемы психологического анализа учебного занятия позволяет будущим и работающим педагогам смоделировать психологически содержательный способ педагогического взаимодействия, в котором представлен не один, а система компонентов психологической подготовки к педагогической деятельности. В своем профессиональном становлении и развитии студент и педагог переходят от анализа деятельности и действий отдельных участников к целостной картине взаимодействия, объединяющей их конкретные, позитивные и негативные, большие или меньшие вклады в проектирование, воплощение и рефлексию занятия, а также различные его аспекты: ценностно-мотивационные, познавательные, коммуникативные.
Об авторе
М. Р. АрпентьеваРоссия
Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии развития и образования.
Калуга, ул. Степана Разина, д. 22/48
Список литературы
1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.
2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М.: Образование, 1995. 256 c.
3. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, ПИ РАО, 2013. 432 с.
4. Haenen J. Piotr Gal’perin: Psychologist in Vygotsky’s footsteps. Commack, New York: Nova Science Publishers, 1996. 280 p.
5. Knowles M. S. The modern practice of adult education from pedagogy to andragogy. Chicago, 1980. 273 p.
6. Штейнмец А. Э., Горбачева Е. И., Филатова Г.Д., Меньшиков П. В., Фомин А. Е. Психологические задания к педагогической практике студентов: пособие для преподавателей / под ред. А. Э. Штейнмеца. М.: ВЛАДОС, 2002. 128 с.
7. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. 204 с.
8. Entwistle N. J. Teaching for Understanding at University. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan, 2009. 208 р.
9. Entwistle N., Ramsden P. Understanding student learning. London: Croom Helm, 1983. 330 p.
10. Marton F. & Säljö R. Approaches to learning // The Experience of Learning / F. Marton, D. Hounsell, N. J. Entwistle (Eds.). Edinburgh: Scottish Academic Press, 1997. P. 39–58.
11. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В., Моисеева Т. В. Дидактическая коммуникация: умение учиться и умение учить / под ред. М. Р. Арпентьевой. Калуга: КГУ, 2017. 353 с.
12. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Новые образовательные практики в контексте коммуникативного подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 3. С. 1179–1185. DOI: 10.15372/PEMW20170306
13. Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознание личности / под ред. Л. А. Петровской. М: РГСУ, 2006. 205 с.
14. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. 108 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Арпентьева М.Р. НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(1):1717–1726. https://doi.org/10.15372/PEMW20180121
For citation: Arpentieva M.R. FORESHORTENINGS AND TECHNOLOGIES OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF ACADEMIC SESSION. Professional education in the modern world. 2018;8(1):1717–1726. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180121
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.