САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ДИАГНОСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РИСКАМИ
https://doi.org/10.15372/PEMW20180114
Аннотация
Информатизация общества и интеграционные процессы в нем, потребность в специалистах, способных выполнять профессиональную деятельность в глобальной сети, повышать свою профессиональную компетентность и самообучаться на протяжении всей жизни, обусловливает изменение образовательной парадигмы, повышение активности обучаемого, усиление значимости самостоятельной работы студентов, развитие неконтактных форм обучения и перенос учебного процесса в Интернет. Выход в глобальное образовательное пространство сопровождается появлением рисков разной природы, влияющих на качество обучения. Выявление потенциальных образовательных рисков, установление их влияния на качество обучения и последующее упреждение негативных последствий возможно с опорой на средовой подход, представляющий собой технологию опосредованного управления образовательными процессами. Как одна из основных форм учебного процесса самостоятельная работа студентов требует особого внимания к ее качеству. В современных условиях осуществления учебного процесса предметом самостоятельной работы студентов выступают огромные информационные массивы, а инструментом их обработки – глобальные сетевые технологии. Выполнение самостоятельной работы студентов сопровождается появлением технологических, организационных, методических, коммуникативных и валеологических рисков. Проведенные пилотные исследования подтвердили суть самостоятельной работы (информационно-исследовательская деятельность), влияние нехватки времени и личной неорганизованности на качество ее выполнения (организационные риски), потребность в педагогической помощи (методические риски) и сложности удаленного взаимодействия с преподавателем (коммуникативные риски). Для обеспечения качества самостоятельной работы студентов в статье предложены: управленческая триада – взаимосвязанные управленческие процессы опосредованного педагогического управления, самоуправления студента, совместного управления студента и преподавателя; разработанная с международных стандартов ИСО система управления качеством самостоятельной работы студентов.
Об авторе
Н. Б. СтрекаловаРоссия
Стрекалова Наталья Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский университет; заведующая кафедрой прикладной информатики, Тольяттинская академия управления.
443086, Самара, Московское шоссе, д. 34; Приволжский федеральный округ, Самарская область, Ставропольский район, Ставропольский лесхоз, Ягодинское лесничество, квартал № 5, оздоровительный комплекс «Алые паруса»
Список литературы
1. Фролова С. Рискогенность повседневной жизни общества // Власть. 2012. № 10. С. 14–17.
2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.
3. Маслов П. А. Проблемы управления рисками в современной России: автореф. дис. … канд. социол. наук. Пятигорск, 2009.
4. Беликова А. П. Информационные технологии и проблемы активизации самостоятельной работы студентов // Информация и образование: границы коммуникаций: сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2010. С. 187–189.
5. Зимняя И.А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, 2001.
6. Гиляревский Р. С. Основы информатики. М., 2003.
7. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 36–50.
8. Стрекалова Н. Б. Самостоятельная работа студентов в современных информационно-образовательных средах // Информатика и образование. 2014. № 9(258). С. 45–48.
9. Стрекалова Н.Б. Средовой подход как фактор формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2009.
10. Барышников В. Я. Средовой подход в управленческой деятельности специалиста по физической культуре: дис. … канд. пед. наук. Елец, 2005.
11. Руднева Т.И. и др. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: моногр. Самара, 2013.
12. Чубарова О.И. Образовательный риск как экономическая категория, его сущность // Ползуновский вестник. 2005. № 1. С. 199–208.
13. Sweller J. Evolution of Human Cognitive Architecture // The Psychology of Learning and Motivation. San Diego: Academic Press, 2003. Vol. 43.
14. Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б. Социологическое сопровождение процесса организации самостоятельной работы студентов в условиях информатизации вузов // Социология образования. 2014. № 8. С. 4–13.
15. Шаронова Д. С. Техническое регулирование процессов качества жизни: риски качества жизни // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2011. № 3(34). С. 311–317.
16. Кулеш Е.В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной ее жизненного пути: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2009.
17. Максимов В. М. Функции самоуправления в современных российских организациях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 247–252.
18. Корсакова Т. А. Философско-праксиологические основы соуправления развитием личности: автореф. дис. … канд. филос. наук. Якутск, 2003.
19. Стрекалова Н. Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов на основе стандартов ИСО 9000:2008 // Информатика и образование. 2015. № 10(269). С. 32–35.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Стрекалова Н.Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ДИАГНОСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РИСКАМИ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(1):1660–1669. https://doi.org/10.15372/PEMW20180114
For citation: Strekalova N.B. STUDENTS’ INDIVIDUAL WORK: DIAGNOSIS AND MANAGEMENT OF STUDY RISKS. Professional education in the modern world. 2018;8(1):1660–1669. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180114
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.