УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА: ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАКТИК И БАРЬЕРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170420

Полный текст:




Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, целями которого являлись анализ представлений работодателей о сложившихся и перспективных формах сотрудничества с профессиональными образовательными организациями, а также выявление барьеров, препятствующих развитию партнерских отношений между этими двумя институтами. Исследование относится к разряду «casestudies», иными словами, в нем анализируются конкретные ситуации, которые позволяют на качественном уровне получить картину процессов, происходящих в данной сфере, обнаружить спектр проблем взаимодействия рынка труда и системы среднего профессионального образования. На основе анализа материалов глубинных интервью сделаны выводы об отсутствии в настоящее время в России эффективных механизмов для интеграции работодателей в государственную систему профессионального образования. Несмотря на признание своей решающей роли в процессе подготовки специалистов, работодатели предпочитают участвовать в подготовке кадров в пассивной форме и не несут ответственности за ее результаты. Установлено, что модели взаимодействия, предлагаемые системой среднего профессионального образования, не отвечают требованиям кадровой политики работодателей. В связи с этим подготовка кадров в профессиональных образовательных организациях рассматривается работодателями как долгосрочный проект с высоким риском невозврата вложений. Наличие собственных успешных практик подготовки специалистов в рамках корпоративной системы обучения кадров также способствует снижению интереса работодателей к сотрудничеству с государственными образовательными организациями. Для изменения ситуации необходимо обеспечить эффективную коммуникацию в рамках предмета сотрудничества, приносящего взаимную выгоду. Таким предметом может быть совместный проект, вклад в реализацию которого со стороны предприятия и колледжа соизмерим с получаемыми выгодами.


Об авторах

А. Р. Айзатулина
Московский государственный педагогический университет
Россия

Айзатулина Алсу Радиковна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образовательных технологий в профессиональном образовании Института системных проектов 

119261, г. Москва, ул. Панферова, 14



С. А. Попова
Московский государственный педагогический университет
Россия

Попова Светлана Алексеевна – эксперт лаборатории образовательных технологий в профессиональном образовании Института системных проектов 

119261, г. Москва, ул. Панферова, 14



Список литературы

1. Тюрина Э. И., Колчина Н. М. Социальное партнерство в начальном и среднем профессиональном образовании // Ученые записки Cанкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. № 1, Т. 9. С. 122–126.

2. Икрина О. А. Роль социальных партнеров в формировании основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2013. С. 56–58.

3. Лобода И. В. Модели подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для социальноэкономического развития региона // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 122–128.

4. Среднее профессиональное образование: состояние и вызовы выпуск / Н. Б. Шугаль // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. М.: НИУ ВШЭ, 2016. № 26. 8 с.

5. Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей / Н. В. Бондаренко // Мониторинг экономики образования: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2017. № 6(105).48 с.

6. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. М.: АСИ, 2015. 136 с.

7. Социально-профессиональная адаптация молодежи на рынке труда: материалы круглого стола V Сиб. форума образования. Томск. 2006. 40 с.

8. Лосева Л. Н. Технология проектирования образовательной системы «Профессионально-технический лицей-колледж»: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2005. 253 с.

9. Преподаватели и студенты профессиональных образовательных организаций: трудовые и образовательные стратегии / П. В. Травкин, В. Н. Рудаков // Мониторинг экономики образования: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2017. № 15(114). 52 с.

10. Авраамова Е. М., Гурков И.Б, Карпухина Г. Ю., Левинсон А. Г., Михайлюк М.В, Полушкина Е.А, Стучевская О. И. Требования работодателей к системе профессионального образования. М.: МАКС Пресс, 2006. 118 c.

11. Коваленко А. С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ профессионального образования // Педагогика высшей школы. 2016. № 3. C. 61–63.

12. Соколова Э. Р. Сетевая модель взаимодействия учреждений среднего профессионального образования как условие подготовки востребованных специалистов для авиационной отрасли: дис. на соискание магистерской степени. М., 2014. 102 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Айзатулина А.Р., Попова С.А. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА: ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАКТИК И БАРЬЕРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1481-1488. https://doi.org/10.15372/PEMW20170420

For citation: Aizatullina A.R., Popova A.S. PARTICIPATION OF EMPLOYERS IN STAFF TRAINING: THE FEATURES OF CURRENT PRACTICES AND BARRIERS FOR DEVELOPMENT. Professional education in the modern world. 2017;7(4):1481-1488. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170420

Просмотров: 778

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)