ОСНОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Полный текст:




Аннотация

Цель данной работы осветить основные теоретические и методологические подходы к разработке программы развития практического мышления. Методологическими основами послужили: системный, деятельностный и субъектный подходы. Использовались следующие методы: анализ и синтез философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, абстрагирование, аналогия, обобщение, сравнение, метод индукции, метод дедукции, гипотетико-дедуктивный метод. В статье рассматриваются основания разработки, структура и результаты апробации программы развития практического мышления. Данные, изложенные в статье, могут быть использованы при проведении психолого-педагогических исследований по смежным темам.

Об авторе

Алексей Анатольевич Дьячков
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. - 1994. - № 4, Т. 14. - С. 39-55.

2. Архипов А.А. Развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий академическим рисунком головы человека: автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 2011. - 20 с.

3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

4. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: дис.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2009. - 545 с.

5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М.: ИП РАН; СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

6. Верченко И.А. Формирование творческого мышления студентов в процессе диалогического взаимодействия при решении учебных задач: автореф. дис.. канд. псих. наук. - Екатеринбург, 2013. - 26 с.

7. Витакер К. За пределами психики. Терапевтическое путешествие Карла Вита кера / под ред. Дж.Р. Нейла, Д.П. Книскерна. - М., 1999. - 400 с.

8. Джафарпурмонфаред С.А. Педагогические основы развития критического мышления у будущего учителя (на материале педагогических университетов Ирана): автореф. дис.. канд. пед. наук. - Душанбе, 2012. - 24 с.

9. Долгополов И.В. Развитие практического мышления будущего учителя: дис.. канд. псих. наук. - Тула, 2006.

10. Дьячков А.А. Анализ исследования специфики практического мышления и его связи со специально человеческими типами (на материале деятельности офицеров) // European Social Science Journal. - М.: Межд. исслед. ин-т. - 2012. -№ 11 (27), Т. 1. - С. 28-36.

11. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

12. Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 208 с.

13. Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем // Вопр. философии. - 1960. - № 8.

14. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - М.: Наука, 1980. - 358 с.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352с.

16. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. -М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 424 с.

17. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: УРАО, 2000. - 128 с.

18. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопр. философии. - 1972. - № 10.

19. Наумов П.Ю., Матвеев Д.E., Вальков А.В., Дьячков А.А. Изучение проблем, влияющих на образовательный процесс в ВОУ ВПО ВВ МВД России (опыт авторского анализа): моногр. - Saint-Louis, MO: Publishing House Science & Innovation Center, 2012. - 128с.

20. Павлов И.П. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед: в 3 т. - М.; Л.: АН СССР, 1949. - Т. 1. - 360 с.

21. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000 - 712 с.

23. Рыжов В.В. Профессионально-творческая подготовка специалиста: моногр. - Н. Новгород: Изд-во НФ УРАО, 2007. - 208 с.

24. Рыжов В.В., Кузьмина С.В. Психологическая культура общения как фактор профессиональной подготовки. - М.: Изд-во Русс.-амер. ин-та, 2011. - 225 с.

25. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М.: Наука, 1976. - 279 с.

26. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. - М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2006. - 424 с.

27. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: моногр. / под ред. Э.Ф. Зеера. - М.: МПСИ, 2005. - 252 с.

28. Теплов Б.М. Ум полководца // Избр. труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1985. -Т. 1. - С. 223-305.

29. Уемов А.И. Вещи. Свойства и отношения. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 184 с.

30. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978. - 391 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дьячков А.А. ОСНОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(2):86-94.

For citation: Dyachkov A.A. THE FOUNDATIONS AND STRUCTURE OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF PRACTICAL THINKING. Professional education in the modern world. 2014;(2):86-94. (In Russ.)

Просмотров: 328

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)