ЭТАПЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.15372/PEMW20160404
Аннотация
В статье анализируются проблемы воспроизводства квалифицированной рабочей силы, изложены методология, условия и модель формирования профессиональной компетентности молодых специалистов – выпускников всех уровней учреждений профессионального образования (УПО). Основными пунктами изложенной автором статьи являются: требования к качеству подготовки профессионально-компетентной рабочей силы в условиях глобализации и структурных изменений в экономике; проблемы, которые затрудняют воспроизводство, трудоустройство и использование профессионально-компетентных рабочих и специалистов; показано, что в настоящее время, в соответствии с рекомендациями Юнеско о переходе к концепции компетентности человека и положением национальной системы оценки качества специалистов, термин «компетентность» становится ведущим при оценке уровня квалификации работников, важнейшим критерием профессионального образования и интегральным показателем качества рабочей силы; изложены принятые Правительством РФ и федеральными органами нормативные документы по проблемам совершенствования подготовки квалифицированных кадров и реализации компетентностного подхода; изложены основные направления реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке выпускников вузов и СПО; проанализированы основные критерии качества рабочей силы; обоснован переход к новой парадигме: от традиционной знаниевой к компетентностному подходу в определении целей профессионального образования, отбора содержания обучения, организации образовательного процесса и оценки его результатов с позиций готовности выпускников УПО эффективно трудиться в меняющихся условиях; изложены основные условия достижения профессиональной компетентности выпускниками всех уровней УПО; показана необходимость создания в учреждениях профессионального образования и регионах страны инновационной образователь-ной среды; изложены этапы достижения профессиональной компетентности выпускников УПО. Методологическая основа исследования: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, гуманизация образования, формирование у выпускников знаний, навыков, умений, профессиональных и общекультурных компетенций, трудоустройство по полученной профессии, эффективная занятость и поэтапное достижение профессиональной компетентности. Новизной проведенного исследования является разработанная автором модель формирования профессиональной компетентности выпускников УПО, которая включает два этапа и представляет собой сложную структуру, этапы и компоненты которой должны тесно взаимодействовать между собой, поскольку функционирование каждого из них является условием эффективного функционирования остальных компонентов и этапов структуры. Первый этап – профессиональное обучение в УПО – дол-жен рассматриваться как начальная стадия формирования основ будущей профессиональной компетентности выпускников, освоение ими знаний, навыков, умений, профессиональных и общекультурных компетенций, гуманитарное развитие, формирование ценностных установок и профессиональной мотивации. Природа компетентности работника такова, что она, являясь продуктом профессионального образования в УПО, не прямо вытекает из него, а является следствием дальнейшего саморазвития и опыта трудовой деятельности молодых специалистов. Поэтому на втором этапе (эффективная занятость) для достижения профессиональной компетентности выпускникам необходимо успешно трудоустроиться, адаптироваться в организациях и прибрести творческий опыт трудовой деятельности по полученной специальности (профессии).
Об авторе
К. Г. КязимовРоссия
доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования
Список литературы
1. Ткаченко Е. В. Профессиональное образование в РФ // Ценности и смыслы. 2014. № 2. С. 8.
2. Ливанов Д. В. О государственной поддержке квалифицированных рабочих кадров // Образование в России, 2014: федер. справ. М., 2014. Вып. 10. С. 281–284.
3. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. URL: http://rastudent.ru/ articles/labour_market_survey/monitoring_trudoustroystva_vypusknikov (дата обращения: 18.09.2015).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok (дата обращения: 18.09.2015).
5. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 года «Об утверждении плана мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ media/files/jWQG6SqaAJU.pdf (дата обращения: 18.09.2015).
6. Приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 30.06.2015 г. № 407/641 «Об утверждении Положения о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в УПО, реализующих образовательные программы СПО и (или) ВО…» [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/update/wuz/13813 (дата обращения: 20.09.2015).
7. Приказ Минобрнауки РФ от 2.07.2013 г. № 513 «Об утверждении нового перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение в учреждениях профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: zakonbase.ru/content/base/285960копия (дата обращения: 25.09.2015).
8. Национальная рамка квалификаций РФ: рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина [и др.]. М.: ФИРО, 2008.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М.: Когино-Центр, 2002.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2009. № 5.
11. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 22–28.
12. Челышкова М. Б., Звонников В. И., Давыдова О. В. Оценивание компетенций в образовании. М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2011.
13. Gilbert T. F. Human Competence: Engineering Worthy Performance. NY: McGraw-Hill, 1978.
14. Кязимов К. Г. Компетентностный подход к подготовке квалифицированных кадров для инновационной экономики: монография. М.: АТиСО, 2013.
15. Кязимов К. Г. Воспроизводство квалифицированных кадров для инновационной экономики. М.: АТиСО, 2014.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кязимов К.Г. ЭТАПЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(4):593-600. https://doi.org/10.15372/PEMW20160404
For citation: Kyazimov K.G. STAGES OF PROFESSIONAL COMPETENCE ACHIEVED BY THE GRADUATES OF HIGHER AND SECONDARY INSTITUTIONS. Professional education in the modern world. 2016;6(4):593-600. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160404
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.