«Онлайн поневоле»: вовлеченность и ответственность


https://doi.org/10.20913/10.20913/2618-7515-2021-1-24

Полный текст:




Аннотация

В статье обсуждаются теоретико-методологические основания перспектив взаимодействия между онлайн и офлайн образованием. Анализируются философские, психолого-педагогические и социально-психологические основания эффективности образовательного процесса. В качестве важнейших междисциплинарных категорий выдвигаются феномены вовлеченности и ответственности. Упоминается роль данных концептов в предлагаемых авторами методологических решениях, посвященных организации образовательного процесса в условиях обязательности применения онлайн технологий. Детально описываются данные методологические решения: ОООД (Образовательный онлайн общественный договор) и МЭАТ (Методология экспертного анализа текста). Приводятся философские и социально-психологические основания данных методологических решений, подробно рассказывается о реакции экспертов на практическое применение МЭАТ в реальном образовательном процессе. Впервые указывается на важность использования данных принципов в рамках форсайт-методологии в условиях турбулентности образовательных и прочих социальных процессов, вызванных условиями пандемии. Так же впервые представляется в публичном пространстве методология  ОООД, впервые показаны возможности МЭАТ в ситуации «онлайн поневоле». Статья опирается на такие методологические концепции, как неформальная аналитика текста (НАТ), дискурс-анализ, концептуальный анализ.


Об авторах

Г. В. Сорина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Сорина Галина Вениаминовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета, научный руководитель Научно-образовательного центра (НОЦ) философского факультета «Философско-методологическое проектирование и принятие решений»



А. М. Рикель
Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Рикель Александр Маркович - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии


Список литературы

1. Seaman J. E., Allen I. E. (2018) Grade Increase: Tracking Distance Education in the United States // Babson Survey Research Group.

2. Yuan L., Powell S. (2013) MOOCs and disruptive innovation: Implications for higher education // eLearning Papers, In-depth. 2013. Vol. 33. No 2. P. 1–7.

3. Meyer K. A. (2010) If Higher Education Is a Right, and Distance Education Is the Answer, Then Who Will Pay? // Journal of Asynchronous Learning Networks. Vol. 14. No 1. P. 45–68.

4. Сорина Г.В., Меськов В.С.. Социокультурное измерение образовательного пространства // Ценности и смыслы. № 5. 2013. С. 82-98.

5. Trust and the virtual organization. Harvard Business Review May-June 1995. P. 2-8 // http://library.cust.edu.pk/teacher_resources/Cases&Articles/Information-Technology/InformationSystems/TrustandtheVirtualOrganization.pdf (дата обращения 28.01.2021).

6. Кочергин Д.Г., Жернов Е.Е. Опыт цифровизации высшего образования в США // Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики». Профессиональное образование в России и за рубежом 2 (34) 2019. С. 12-23.

7. Kentnor H. (2015) Distance Education and the Evolution of Online Learning in the United States // Curriculum and Teaching Dialogue.. Vol. 17. No 1–2. P. 28–29

8. Сорина Г. В. Современное образовательное пространство: взаимодействие между онлайн- и офлайн-образованием // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 6–22.

9. Pange A., Pange J. (2011) Is E-Learning Based on Learning Theories? A Literature Review // World Academy of Science, Engineering and Tech- nology. Vol. 5. No 8. P. 56–60.

10. Burke L. (2013) Educational and Online Technologies and the Way We Learn // International Schools Journal. Vol. XXXII. No 2. P. 57–65.

11. Mayer R. (2015) Coursera Partners’ Conference // Keynote Plenary. New- port Beach, CA. https://www.coursera.org/learn/coursera-partners-por- tal /lecture/anwb6/richard-mayer-keynote-plenary (дата обращения 28.01.2021).

12. Шилко Р.С., Егоров С.Ю., Зинченко Ю.П. Проблема саморегуляции учебной деятельности в массовых открытых онлайн курсах / Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. 632-639. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-104

13. Daniel, J. (2012) Making sense of MOOCs: Musings in a maze of myth, paradox and possibility. Journal of Interactive Media in Education, vol. 3, art. 18. DOI: 10.5334/2012-18

14. Floratos, N., Guasch, T., Espasa, A. (2015) Recommendations on formative assessment and feedback practices for stronger engagement in MOOCs. Open Praxis, vol. 7 (2), pp. 141–152. DOI: 10.5944/openpraxis.7.2.194

15. Hew, K. F. (2015) Towards a Model of Engaging Online Students: Lessons from MOOCs and Four Policy Documents. International Journal of Information and Education Technology, Vol. 5 (6), P. 425–431.

16. Киуру К.В., Попова Е.Е. Проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн-образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. C.380-383.

17. Сорина Г.В. Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе М., 2017 // https://www.litres.ru/g-v-sorina/metodologiya-ekspertnogo-analiza-teksta-meat-v-obrazovatelnom-processe/ (дата обращения 28.01.2021).

18. Миронов В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной̆ культуры и философии // Вопросы философии. 2006. N 2. С. 27–43.

19. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М. Издательство: Проспект. 2015

20. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.

21. Карпенко А.С. Развитие многозначной логики. М.: URSS. 2016. 448 с.

22. Сорина Г. В. Коммуникативный характер логического корпуса работ Аристотеля // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. Изд-во Московского университета, 2019. № 5, с. 65-71.

23. Длугач Т.Б. Руссо и общественный договор // Историко-философский ежегодник. М.: ИФ РАН. 2013. С. 177-190.

24. Пронских В.С. Онтология коллективного экспериментатора: от группы Альвареца к мегасайенс // Эпистемология и философия науки 2019. Т. 56. № 4. С. 165–182.

25. Французские студенты страдают от одиночества. 25.01.2021. Euronews [Электронный ресурс]. https://ru.euronews.com/2021/01/25/france-students-facing-covid (дата обращения 28.01.2021).

26. Конференция трудового коллектива и обучающихся МГУ // Сайт МГУ [Электронный ресурс]. https://www.msu.ru/news/konferentsiya-trudovogo-kollektiva-i-obuchayushchikhsya-mgu.html?sphrase_id=3274201 (дата обращения 28.01.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сорина Г.В., Рикель А.М. «Онлайн поневоле»: вовлеченность и ответственность. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):214-225. https://doi.org/10.20913/10.20913/2618-7515-2021-1-24

For citation: Sorina G.V., Rikel A.M. «Online against desire»: involvement and responsibility. Professional education in the modern world. 2021;11(1):214-225. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/10.20913/2618-7515-2021-1-24

Просмотров: 315

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)