КРИЗИС СОЗНАНИЯ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20150302

Полный текст:




Аннотация

В статье анализируетсясознание и деятельностькак общественные явленияглобализации. Проблема исследования -пределы и тупики в системе образования и мировоззрении общества, которые рассматриваются одновременно как возможности для дальнейшего развития человечества в эпоху глобализации. Методологический базис исследования составляет диалектический подход, рассматривающий сознание-деятельность в контексте общественных явлений как постоянно развивающийся, сложный, совершенствующийся процесс, где образование играет роль адаптационного механизма человека в системе социально-культурных ценностей, отвечающего на вызовы времени в кризисный период. Кризис сознания-деятельности - это разрывсвязей между элементами культурно-исторического комплекса и комплексом сознания-деятельности, которыйнарождается, создавая предпосылки для нового качественного системного состояния общества и образования. Научно обоснована ведущая роль сознания-деятельности в истории человечества в стабилизационные и кризисные периоды. Доказано, что через познание законов и природы сознания-деятельности в условиях глобализации возможен переход к нормальному состоянию общества, где образование,передавая культурные ценности, является институтом, формирующим активную личность человека, решающего задачи современности, обладая общекультурными и профессиональными компетенциями. В результате проведенного исследования представленкризисный подход, в котором обучение и воспитание студентов высших учебных заведений предлагается осуществлять в контексте повышения кризисной компетентности профессорско-преподавательского состава и студентов в образовательной культурно-коммуникативной и деловой среде. Критерием оценки эффективности кризисной компетентности выступает кризисное мышление студентов и преподавателей, которое позволяет воспринимать внешний мир под благоприятным углом зрения и выполнять рефлексию актов мышления в переходный период в контексте доминирующего мировоззрения общества.

Об авторе

Леонид Дементьевич Рассказов
Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Наливайко Н.В., Паршиков В. И. О тенденциях развития современного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - №3(6). - С.3-6.

2. Наливайко А.В., Наливайко Н. В. К вопросу о социальной обусловленности развития современного отечественного образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - №1(4). - С.15-21.

3. Черных С.И., Софиенко М. Б. Модель образования: мода или необходимость // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - №1(4). - С.105-108.

4. Паршиков В.И., Наливайко Н. В., Майер Б. О. Тенденции развития отечественного образования (в аспекте современных глобальных проблем) // Профессиональное образование в современном мире.- 2012. - №2(5). - С.3-9.

5. Паршиков В.И., Черных С. И. Глобализация мультикультурального мира и образования: методологические аспекты взаимосвязи // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - №4(7). - С.4-16.

6. Наливайко Н.В. Функции философии как основа рассмотрения глобальных вопросов российского образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 4 (7). - С.41-47.

7. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Сочинения в двух томах. Т. 1. - СПб.:Мифрил, 1993. - С. 65-337.

8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн.1. Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1983.

9. Маркс К. Немецкая идеология. Собр.соч.Т.3.- М.:Политиздат, 1955.

10. Риккерт Г. Философия жизни. - Киев: Ника-Центр, 1998.

11. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: критические заметки об одной реакционной философии. - М.: Политиздат, 1979.

12. Ленин В.И. Философские тетради. - М.: Политиздат, 1990.

13. Радлов Э.Л. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии. - М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2010.

14. Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка. В 2-х т. Т.2. - М.: Флинта: Наука, 2010.

15. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. - М.: Издательство ЛКИ, 2010.

16. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.

17. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.

18. Спиркин А. Происхождение сознания. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.

19. Щедровицкий П.Г. Идея деятельности и деятельностный подход. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

20. Андреев А.Л. Историческое самосознание. Теория. История. Практика. - Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2007.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рассказов Л.Д. КРИЗИС СОЗНАНИЯ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(3):7-13. https://doi.org/10.15372/PEMW20150302

For citation: Rasskazov L.D. CRISIS OF CONSCIOUSNESS AND GLOBALIZATION: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF RELEVANT ASPECTS OF PROFESSIONAL EDUCATION. Professional education in the modern world. 2015;(3):7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150302

Просмотров: 352

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)