Специфика теологического образования в системе современного научного знания


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-16

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье рассматриваются положение и специфика теологии как научной специальности в современном научном знании. Постановка задачи. Возражения против теологии как одной из гуманитарных дисциплин базируется на секулярной установке мышления, установившейся в Новое время. Для прояснения природы теологии как науки необходимо актуализировать постсекулярную парадигму, которая началась формироваться к концу XX в. Методы и методология исследования. В работе использован метод концептуального анализа, позволивший выделить и построить логические основания для определения специфики теологического знания и образования. Результаты. Установлено, что секулярная картина мира утратила объективную критическую позицию по отношению к религиозному мировоззрению. Формирующаяся постсекулярная парадигма обладает синкретизмом и плюрализмом в отношении форм истинности знания. Следствием этого процесса стало возвращение теологии в научное знание и, соответственно, в систему образования. Обосновывается необходимость разделения теологии на светскую и специально-религиозную, что может способствовать развитию теологического знания и определить ее фактическую ценность в светской сфере. Духовные семинарии и университеты, обладающие светской аккредитацией как высшие учебные заведения, сегодня способны обеспечить гуманитарный дискурс уникальным опытом осмысления христианской традиции. Обсуждается также вопрос об общей практической значимости теологии на примере проблемы цифровизации. Выводы. В качестве возможного междисциплинарного осмысления предлагается теоэстетика как особый способ созерцания трансцендентного начала мира через проявление красоты творения; использование аксиологического потенциала теологии как гуманитарной дисциплины в решении практических задач, стоящих перед современным образованием.


Об авторе

М. П. Романов
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Романов Марат Павлович – магистр, направление история, ассистент,

Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 90



Список литературы

1. Fricker M. Epistemic Injustice. Power and the Ethics of Knowing. New York: Oxford University Press, 2007. 188 p.

2. Gettier E. L. Is Justified True Belief Knowledge? // Analysis. 1963. Vol. 23, № 6. P. 121–123. DOI: 10.1093/analys/23.6.121

3. Anscombe G. E. M. Modern Moral Philosophy // Philosophy: The Journal of the Royal Institute of Philosophy. 1958. Vol. XXXIII, № 124. P. 1–19.

4. MacIntyre A. After Virtue: A Study in Moral Theory. L., 1981; MacIntyre A. Whose Justice? WhichRationality? NotreDame, Ind., 1988. P. 410.

5. Открытое письмо десяти академиков РАН Президенту Российской Феде рации В. В. Путину // Наука в Сибири. 2007. Вып. 28–29 (2613–2614). URL: Наука в Сибири (nsc.ru) (дата обращения: 07.11.2024).

6. Штурбабин С. А., прот., Орлов М. О., Петрова К. Ю. Теологическое знание в светском образовательном пространстве: проблемы и пути развития диалога // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 2 (17). С. 59–80.

7. Шмонин Д. В. Теология образования: введение в предмет // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 4. С. 460–477. DOI: 10.21638/spbu28.2021.401.

8. Кырлежев А. Постсекулярное: краткая интерпретация // Логос. 2011. № 3 (82). С. 100–107.

9. Тейлор Ч. Секулярный век / пер. с англ. А. Васильева, Л. Колкера, А. Лукьянова. Москва: ББИ, 2017.

10. Прилуцкий А. М., Шмонин Д. В. Институциализация теологии: опыт и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2022. Т. 38. Вып. 2. С. 254–263. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.209

11. Каприев Г. Четыре центра синтеза; пер. с болг. Г. В. Вдовиной. Санкт-Петербург: Теоэстетика, 2022. 704 с.

12. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. Москва: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2014. 216 с

13. Бальтазар Г. У. фон. Слава Господа. Богословская эстетика. Т. 1: Созерцание формы. Москва: ББИ, 2019. XIV + 659 с.

14. Харт Д. Б. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. Москва: ББИ, 2010. 673 с.

15. Мануссакис Дж. П. Бог после метафизики. Богословская эстетика. Киев: ДУХ I ЛIТЕРА, 2014. 416 с.

16. Habermas J. Religion in the Public Sphere{European Journal of Philosophy. 2006. Vol. 14. No. 1. P. 1-25.

17. Капуто Дж. Как секулярный мир стал постсекулярным // Логос. 2011. № 3 (82). С. 192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-sekulyarnyy-mir-stal-postsekulyarnym (дата обращения: 04.11.2024).

18. Барашков В. В., Бегчин Д. А., Круглова И. Н. Храмовая архитектура в контексте теоэстетики: междисциплинарный подход // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 77. С. 132–141. DOI: 10.17223/1998863Х/77/11 С. 130-141.

19. Козлов М., прот. Святейший Патриарх Кирилл и духовное образование. URL: https://www.doctorantura.ru/publications/vvedenie/ (дата обращения: 03.09.2024).

20. Правило святых апостол и святых отец с толкованиями // Правила святых Апостол № 69. Москва: Сибирская Благозвонница, 2001. 816 с.

21. Патриарх Кирилл: РПЦ против использования цифровых технологий для контроля над личностью. URL: https://tass.ru/obschestvo/10416769 (дата обращения: 04.11.2024).

22. РИА Новости / Михаил Климентьев. Патриарх Кирилл обеспокоен дистанционным обучением. URL: https://ria.ru/20201224/patriarkh-1590775409.html (дата обращения: 04.11.2024).

23. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на годичном акте Свято-Тихоновского университета. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5304699.html (дата обращения: 04.11.2024).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Романов М.П. Специфика теологического образования в системе современного научного знания. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(3):586-592. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-16

For citation: Romanov M.P. The specifics of theological education in the system of modern scientific knowledge. Professional education in the modern world. 2025;15(3):586-592. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-16

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)