Роль и значение профориентационной работы со старшеклассниками в довузовской подготовке


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-15

Полный текст:




Аннотация

Профориентационная работа в образовательных учреждениях СПО занимает важное место и влияет не только на профессиональное самоопределение старшеклассников, но и на повышение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг. Как правило, данная работа строится по двум основным направлениям: во-первых, активное привлечение абитуриентов, а во-вторых, помощь в дальнейшем в трудоустройстве выпускников. В статье предпринята попытка рассмотреть профориентационную работу, направленную на решение первой задачи, так как заинтересованный абитуриент, а в дальнейшем студент – залог успешного освоения образовательного стандарта по выбранной профессии. Автором проведен анализ практики реализации профориентационной работы в довузовской подготовке.


Об авторе

Н. В. Ахантьева
Многопрофильный колледж Института довузовского образования
Россия

Ахантьева Наталья Владимировна – преподаватель, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, 68



Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.12.2023).

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 25.12.2023).

3. Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 25.12.2023).

4. Паспорт национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308 (дата обращения: 25.12.2023).

5. Билет в будущее: бесплатная профориентация для школьников. сайт. URL: https://bvbinfo.ru/ (дата обращения: 25.12.2023).

6. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. 2020. № 3. С. 407–408.

7. Декина Е. В., Шалагинова К. С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 5 (май). С. 42–55.

8. Панина С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Москва: Юрайт, 2024. 363 с.

9. Профессиональное самоопределение школьников: опыт, традиции и инновации: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Сургут, 03 ноября 2023 г.) / составитель, научный редактор Н. В. Абрамовских. Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. 134 с.

10. Рыбина Е. А., Торопова А. И., Семененко А. И. Проблема профориентации обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8. С. 34–42.

11. Kitsai J. A., Sytnik A. A., Kabanov O. V. [et al.] Socio-economic development and its impact on the ecological environment in the Russian Federation // Caspian Journal of Environmental Sciences. 2021. Vol. 19, no. 5. P. 981–989.

12. Sergushina E. S., Kabanov O. V., Starostina J. E. [et al.] Concept and Essence of Social Supply Chain and Professional Self-Determination in education System // International Journal of Supply Chain Management. 2020. Vol. 9, no. 5. P. 290–293.

13. Sergushina E. S., Kabanov O. V., Bogatyrskaya V. A. Legal, environmental and technological bases of social shelters in Russia and in the republic of Mordovia // E3S Web of Conferences: 22 (Voronezh, 08–10 декабря 2020 г.). Voronezh, 2021. DOI 10.1051/e3sconf/202124412027

14. Vladimirovich K. O., Viktorovich G. V., Igorievich P. O. [et al.] Formation of Ethical and Axiological Competencies when Using ICT in Education // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, no. 8. P. 78–82. DOI 10.5373/jardcs/v12i8/20202448

15. Яушева Е. С., Сергушина Е. С., Кабанов О. В. Формы и условия дистанционного образования в условиях пандемии и принятых ограничительных санитарно-эпидемиологических мер // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Орехово-Зуево, 19 мая 2022 г.). ОреховоЗуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. С. 818–821.

16. Троицкая Е. М., Ускова А. Л., Кабанов О. В., Сергушина Е. С. Теоретические аспекты профориентационной работы со старшеклассниками в довузовской подготовке // Инновационные проекты и программы в образовании. 2024. № 3 (93). С. 70–75.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ахантьева Н.В. Роль и значение профориентационной работы со старшеклассниками в довузовской подготовке. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(3):580-585. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-15

For citation: Akhanteva N.V. The role and importance of career guidance work with high school students in pre-university training. Professional education in the modern world. 2025;15(3):580-585. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-15

Просмотров: 2

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)