Последипломное повышение квалификации экспертов-метрологов с использованием технологии профессиональной рефлексии


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-11

Полный текст:




Аннотация

Введение. В настоящее время широким фронтом идет техническое перевооружение промышленных предприятий, направленное на выпуск надежной, наукоемкой продукции, отвечающей высоким нормативно-техническим требованиям, международным стандартам качества и запросам потребителей. Освоение и эффективное применение подобного высокотехнологичного оборудования предъявляет повышенные требования к специалистам, готовым и способным принимать активное и квалифицированное участие в такого рода инжиниринговой деятельности. В частности, особо обозначилась проблема уровня подготовки высококвалифицированных экспертов-метрологов, отвечающих за оценку принимаемых в процессе проектирования технических решений, связанных с достижением требуемого уровня качества продукции. Постановка задачи. В связи с этим цель исследования заключалась в обосновании применения технологий профессиональной рефлексии при повышении квалификации метрологов с целью их подготовки к экспертной деятельности. Методика и методология исследования. При подготовке материалов статьи был использован ряд теоретических методов исследования, включающий анализ предметной области, контент-анализ научный публикаций. Результаты. В статье рассмотрены основные рефлексивные технологии обучения, способствующие профессиональному становлению экспертов-метрологов, показано их влияние на развитие критического мышления, навыков самостоятельного обоснованного принятия решений в контексте динамично меняющихся требований отрасли. Выводы. Полученные результаты стали основной для разработки рекомендаций по совершенствованию образовательных программ с применением технологий профессиональной рефлексии, что, в свою очередь, может оказать позитивное влияние на уровень подготовки экспертов-метрологов, способных отвечать вызовам современных производств.


Об авторах

Б. Н. Гузанов
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Гузанов Борис Николаевич – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии

Российская Федерация, 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11



А. Д. Колясникова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Колясникова Алена Дмитриевна – соискатель кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии

Российская Федерация, 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11



Список литературы

1. Olu-lawal K. A. et al. The role of precision metrology in enhancing manufacturing quality: a comprehensive review // Engineering Science & Technology Journal. 2024. Vol. 5, № 3. P. 728–739.

2. Колесников Н. А., Анисимов Э. А. Анализ деятельности метрологической службы в системе менеджмента качества предприятия // Синергия наук. 2018. № 22. С. 763–768.

3. Шевченко А. К. Роль измерений и значение метрологии в управлении качеством продукции // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова, посвященная 165-летию В. Г. Шухова (Белгород, 01–20 мая 2018 г.). Белгород: БГТУ им. В. Г. Шухова, 2018. С. 5110–5114.

4. Быканов В. В., Булгаков О. Ю., Назаркина О. Ю. [и др.]. Обязательная метрологическая экспертиза технической документации как решение вопроса обеспечения качества разрабатываемых ЭКБ и РЭА // Вестник метролога. 2020. № 2. С. 11–15.

5. Гузанов Б. Н., Колясникова А. Д. Аналитическая компетентность эксперта метрологической службы: сущностные характеристики и пути формирования // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-2. С. 97–100.

6. Toro F. G., Lehmann H. Brief overview of the future of metrology // Measurement: Sensors. 2021. Vol. 18. P. 100306.

7. Коновалов Н. Н., Копытов С. Г., Быстрова Н. А. Метрология, стандартизация, цифровизация. Вызовы четвертой промышленной революции, 2019, апрель – июнь. Территория NDT. Деловая программа форума «Территория NDT. Неразрушающий контроль. Испытания. Диагностика». URL: https://constanta.ru/biblioteka/publikatsii/КС%20метрология-ВА.pdf (дата обращения: 01.12.2024).

8. Сатторов Д. Н., Матякубова П. М. Основные понятия метрологии цифровых измерений // Компетентность. 2020. № 9–10. С. 60–67.

9. Сорвачева И. Д. Самообразование и непрерывное образование педагога как фактор успешности профессионального развития // Гуманитарно-педагогическое образование. 2021. Т. 7, № 1. С. 131–135.

10. Ширяева В. А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. № 3. С. 96–108.

11. Юрьев Д. Ю., Плотникова А. Ю. Понятие «непрерывное образование» и понятие «пост-дипломное образование»: общее и различное // Глобальный научный потенциал. 2024. № 6 (159). С. 200–203.

12. Жуковская З. Д., Квасова Л. В., Фролов В. Н. О концепции непрерывного образования // Высшее образование сегодня. 2007. № 8. С. 12–17.

13. ГОСТ Р 8.1023–2023 Государственная система обеспечения единства измерений. Эксперт-метролог по метрологической экспертизе технической документации. Введ. 2023-10-01. Москва: Стандартинформ. 2023. 12 с.

14. РМГ 63-2003. Государственная система обеспечения единства измерений. Рекомендации по межгосударственной̆ стандартизации. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической̆ документации. Введ. 2005-01-01. Москва: Стандартинформ. 2003. 16 с.

15. Борисова О. Н., Сизинцева Н. А. Специфика организации процесса повышения квалификации работников предприятия // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2018. № 1 (37). С. 20–29.

16. Денисенко С. А., Иванов В. Ю., Исаев Л. К. О подготовке и сертификации инженеров в качестве экспертовметрологов // Компетентность. 2023. № 7. С. 22–27.

17. Иванов В. Ю. Эксперт-метролог - профессиональный статус специалиста в области обеспечения единства измерений // Главный метролог. 2019. № 2 (107). С. 26–31.

18. Соляник А. И., Новиков В. А. Эффективная система непрерывного повышения компетентности специалистовметрологов // Компетентность. 2021. № 1. С. 6–11.

19. Гузанов Б. Н., Колясникова А. Д. Структура и содержание профессионального опыта при становлении специалиста-метролога // Компетентность / Competency (Russia). 2024. № 5. С. 3–9.

20. Муштавинская И. В. Современные подходы к повышению квалификации: рефлексивные технологии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 4-1. С. 25–30.

21. Smith E. Teaching critical reflection // Teaching in higher education. 2011. Vol. 16, №. 2. P. 211–223.

22. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия – Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. 216 с.

23. Чупина В. А., Федосенко О. А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии: монография. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2019. 199 с.

24. Feucht F. C., Lunn Brownlee J., Schraw G. Moving beyond reflection: Reflexivity and epistemic cognition in teaching and teacher education // Educational Psychologist. 2017. Vol. 52, №. 4. P. 234–241.

25. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Педагогическая рефлексия в образовательной деятельности взрослых // Новые знания. 2001. № 4. С. 7–9.

26. Метаева В. А. Профессиональная рефлексия в последипломном образовании: учеб. пособие. Екатеринбург: РГППУ, 2005. 85 с.

27. Поникарова И. Н., Васильева Л. М. Использование интерактивных технологий в инженерной подготовке // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 15. С. 258–259.

28. Yadav A., Shaver G. M., Meckl P. Lessons learned: Implementing the case teaching method in a mechanical engineering course // Journal of Engineering Education. 2010. Vol. 99, №. 1. P. 55–69.

29. Ваганова О. И., Гладкова М. Н., Кутепова Л. И. Современные рефлексивные технологии обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 62–64.

30. Метаева В. А. Рефлексивный метод в дидактике: постановка проблемы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 2 (32). С. 9–18.

31. Ревякина И. И., Белкина В. Н. Рефлексивные методы обучения в профессиональной школе // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 210–214.

32. Рыжкова И. В., Щербакова Н. А. Практика и специфика дифференцированного подхода в обучении на практических занятиях в техническом вузе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2024. № 2. С. 50–53.

33. Пащина С. М., Реука Р. Ю. Использование разноуровневых задач по дисциплине «Техническая механика» как средства развития творческого мышления учащихся колледжа // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2008. № 3 (9). С. 59–65.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гузанов Б.Н., Колясникова А.Д. Последипломное повышение квалификации экспертов-метрологов с использованием технологии профессиональной рефлексии. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(3):543 –552. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-11

For citation: Guzanov B.N., Kolyasnikova A.D. Postgraduate training of metrology experts using technology of professional reflection. Professional education in the modern world. 2025;15(3):543 –552. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-11

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)