Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательном пространстве вуза


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-8

Полный текст:




Аннотация

Введение. Актуальность проблемы социокультурной адаптации обусловлена расширяющимся с каждым годом международным сотрудничеством вузов и связанным с этим повышением доли иностранных студентов в общей численности. На первоначальном этапе обучения студенты сталкиваются с рядом трудностей и барьеров социокультурной адаптации, которые приобретают особенную остроту для тех, кто не владеет русским языком и начинает освоение языка и изучение дисциплин образовательной программы параллельно. Постановка задачи. Цель исследования – выявление наиболее значимых барьеров и трудностей социокультурной адаптации, с которыми сталкиваются иностранные студенты и которые оказывают отрицательное влияние на процесс обучения. Методика и методология исследования. В качестве основного метода исследования использовался опрос в форме анкетирования, позволивший выявить общий круг проблем социокультурной адаптации китайских студентов, обучающихся в Байкальском государственном университете; дополнительным методом исследования стало включенное структурированное наблюдение, которое позволило изучить влияние трудностей адаптации на процесс обучения студентов в динамических характеристиках. Результаты. Исследование позволило выявить следующие наиболее значимые барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, создающие трудности в обучении: языковой барьер, обусловливающий трудности коммуникации с преподавателями; дидактический барьер, связанный с организацией учебного процесса и с трудностями освоения форм и методов обучения; методический барьер, связанный с обеспечением преподаваемых дисциплин методическими материалами на родном для студентов языке или электронными ресурсами, доступными для быстрого перевода. Выводы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для принятия решений внутри вуза относительно выработки и реализации возможных способов преодоления барьеров социокультурной адаптации и минимизации их отрицательного влияния на процесс обучения иностранных студентов.


Об авторе

У. В. Трохирова
Байкальский государственный университет
Россия

Трохирова Ульяна Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Институт культуры, социальных коммуникаций и информационных технологий

Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11



Список литературы

1. Контримович А. А., Хлебович Д. И. Международное сотрудничество Байкальского государственного университета экономики и права: Настоящее и перспективы // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 2. С. 248–254.

2. Пруцких Т. А., Пруцких А. А. Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере образования (на примере Байкальского государственного университета) // Российско-китайские исследования. 2019. Т. 3, № 1. С. 42–48.

3. Segovia-Lagos P., Diaz-Latas A., Roessler-Vergara P. Acculturation stress and psychological well-being in Latin American immigrant schoolchildren in a district of Santiago de Chile // Sapienza: International Journal of Interdisciplinary Studies. 2023. Vol. 4, № 1. P. e23003–e23003.

4. Wang C. C. D. C., Mallinckrodt B. Acculturation, attachment, and psychosocial adjustment of Chinese/Taiwanese international students // Journal of counseling psychology. 2006. Т. 53, № 4. С. 422–433

5. Корель Л. В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.

6. Коновалова Л. В. Социальная среда как фактор развития непрерывного образования в обществе социальных перемен // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 1 (143). С. 118–123.

7. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация: сущность и функции // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. № 8 (9). С. 76–78.

8. Шевченко А. В., Соболева И. В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 16. С. 150–159.

9. Овчинникова, М. В. Проблемы академической адаптации китайских студентов в российских вузах и пути их решения // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2020. № 1 (19). С. 18–21.

10. Воеводина Е. В., Тюриков А. Г. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования // Народонаселение. 2021. Т. 24, № 4. С. 134–146.

11. Шаронова Е. Г., Егорова Л. Д. Теоретические основы социальной адаптации студентов-иностранцев в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-5. С. 1201–1205.

12. Лутова Ю. А., Щанина Е. В. Социальная адаптация иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах (на примере Пензенской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9, № 1 (31). С. 11–18.

13. Valenti G. D., Magnano P., Faraci P. Evaluating the dimensionality of the Sociocultural Adaptation Scale in a sample of International Students Sojourning in Los Angeles: which difference between Eastern and Western Culture? // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2022. Vol. 12, №. 5. P. 465–477.

14. Васильева С. Л., Абрамова А. А., Волкова М. Г. [и др.] Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4212–4222.

15. Rathakrishnan B., Singh S. S. B., Yahaya A. [et al.] Homesickness and socio-cultural adaptation towards perceived stress among international students of a public university in Sabah: an exploration study for social sustainability // Sustainability. 2021. Vol. 13, №. 9. С. 4924.

16. Шилина М. П. Использование инфографики при обучении китайских студентов устной речи // Global and Regional Research. 2021. Vol. 3, № 3. P. 284–289.

17. Дишкант Е. В., Слепцова А. И., Дорофеева С. А. Актуальные проблемы социокультурной адаптации китайских студентов в СВФУ: пути решения // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 12-4 (102). С. 32–35.

18. Айбазова М. Ю. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34). С. 117–121.

19. Tahir I., Hamzah A. The relationship between sociocultural adaptation and L2 pragmatic development during online study abroad // Englisia: Journal of Language, Education, and Humanities. 2023. Vol. 10, № 2. С. 119–136.

20. Башеров О. И., Голосова О. М., Тростина К. В., Циколенко Л. И. Основные проблемы сопровождения адаптации иностранных студентов к социокультурной среде вуза // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 2-1 (76). С. 12–20.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Трохирова У.В. Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательном пространстве вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(3):508 –520. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-8

For citation: Trokhirova U.V. Sociocultural adaptation of foreign students in the educational space of the university. Professional education in the modern world. 2025;15(3):508 –520. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-8

Просмотров: 2

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)