Психолого-когнитивные последствия цифровизации: метаконтекстный и прикладной анализ
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-22
Аннотация
Психолого-когнитивные последствия цифровизации становятся все более актуальной темой для исследования в современном обществе. Последствия цифровизации не только затрагивают социальные и экономические аспекты, но и оказывают значительное влияние на когнитивное поведение индивидов. Метоконтекстный анализ когнитивного поведения позволяет выявить, как цифровые технологии изменяют восприятие информации, внимание и память. Важно понимать, что эти изменения могут и способствовать развитию новых навыков, и приводить к негативным последствиям, таким как снижение концентрации или ухудшение критического мышления. Таким образом, исследование психолого-когнитивных последствий цифровизации требует комплексного подхода и глубокого анализа.
Об авторе
И. Э. СоколовскаяРоссия
Соколовская Ирина Эдуардовна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики ФПиСн
129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1
Список литературы
1. European Education and Culture Executive Agency: Eurydice, Digital education at school in Europe, Publications Office of the European Union, 2019. URL: https://data.europa.eu/doi/10.2797/763 (дата обращения: 07.11.2024).
2. Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. W.W. Norton & Company. The Information Society. 2010. № 29. P. 130–132. DOI: 10.1080/01972243.2013.758481
3. Герасимова А.А. К изучению динамики дивергентного и критического мышления подростков при решении предметно-творческих задач различного вида. Москва, 2023. URL: http://izvestia-ippo.ru/gerasimova-aa-k-izucheniyu-dinamiki-di/ (дата обращения: 07.11.2024).
4. BrownA.L. Powerful learning environments: Unifying theory and practice. Learning from the Inside Out. Emerald Group Publishing Limited, 2002. 239 р.
5. Mayer R.E. Multimedia learning. Psychology of Learning and Motivation. 2002. P. 85–139. DOI:10.1016/s0079–7421(02)80005–6
6. Ванновская O.В. Воздействие цифровой образовательной среды вуза на личность и психику обучающихся // Вестник государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. № 3. С 82– 96. DOI: 1018384/2949–5105–2023–3–82–96
7. Turkle S. Reclaiming Conversation: The Power of Talk in a Digital Age. The journal of college orientation, transition, and retention. 2015. Vol. 27, № 1.
8. Югова М.А., Югова Е.А. К вопросу о развитии метакогнитивных навыков у студентов в условиях обучения в цифровой образовательной среде // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 10. С. 240–245. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40202 (дата обращения: 07.11.2024).
9. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. Routledge. London and New York, 2009. 389 р. URL: https://inspirasifoundation.org/wp-content/uploads/2020/05/John-Hattie-VisibleLearning_-A-synthesis-of-over-800meta-analyses-relating-to-achievement-2008.pdf (дата обращения: 07.11.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Соколовская И.Э. Психолого-когнитивные последствия цифровизации: метаконтекстный и прикладной анализ. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):409-413. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-22
For citation: Sokolovskaya I.E. Psychological and cognitive consequences of digitalization: metacontextual and applied analysis. Professional education in the modern world. 2025;15(2):409-413. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-22
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.