Управление стрессом инноваций в обеспечении устойчивости образовательных систем
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-16
Аннотация
Введение. Проблема управления стрессом (предотвращения его эскалации и принятие мер по минимизации), несмотря на очевидную значимость, изучена недостаточно. Современные исследования в большей мере рассматривают инновации, отдавая дань научной и политической моде, как феномен обеспечения устойчивости системы. На практике же инновации в современном образовании несут в себе значительное число противоречий и проблем, способных разрушить образование как таковое. Цель таких «новаций», многие из которых лоббируются на надгосударственном уровне, – формирование общества, в котором образование не выполняет ни функций развития индивида, ни функций развития групп и сообщества в целом. Такие псевдоновации не снижают, а увеличивают напряженность в сообществах (происходит эскалация стресса инноваций), разрушая образование. Постановка задачи. Цель исследования – анализ процессов и условий управления (эскалации и минимизации) стрессом инноваций для обеспечения устойчивости образовательных систем. Новизна исследования заключается в продолжающейся разработке интегративной теории стресса инноваций в образовании, а именно: в изучении процессов и условий эскалации и минимизации стресса инноваций для обеспечения устойчивости образовательных систем. Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез процессов и условий эскалации и минимизации стресса инноваций в обеспечении устойчивости образовательных систем. В работе представлена попытка интегративного изучения процессов и условий эскалации и минимизации стресса инноваций в обеспечении устойчивости образовательных систем. Результаты. Управление стрессом инноваций в образовании – процедуры и итоги воздействия субъекта управления на его различные стороны и уровни, себя и иных стейкхолдеров с целью улучшения его форм и содержаний, процессов и результатов, профилактики эскалации и минимизации имеющихся проявлений стресса. Планирование сопротивления, оценка направлений и процессов восстановления образования и его субъектов, удержание как сохранение наиболее ценных и важных характеристик и функций образования и возрождение как поиск и исследование возможностей преобразования системы требуют развернутого, рефлексивного, интерсубъективного диалога субъектов образования. На основе такого диалога может быть принято решение о судьбе новации, мерах и условиях минимизации негативных последствий и профилактики эскалации стресса инноваций. Выводы. Управление стрессом инноваций – системная, рефлексивная активность различных субъектов образования, направленная на минимизацию стрессов инноваций и профилактику их эскалации в целях обеспечения устойчивости образовательных систем. Перспективы исследования, на наш взгляд, связаны с системным описанием таких условий, когда особенности деформаций ценностно-целевого уровня образовательных отношений будут задавать состояние остальных уровней (смыслов и значений, технологий и методов образования).
Ключ. слова
Об авторах
Е. В. КривотуловаРоссия
Кривотулова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1
Л. Э. Филатова
Россия
Филатова Лилия Эльдаровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии
394024, г. Воронеж, ул. Ленина, 86
Р. И. Хотеева
Россия
Хотеева Раиса Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии
248023, г. Калуга, ул. Разина, 26
Список литературы
1. Арпентьева М.Р., Гайдар К.М., Кунаковская Л.А. Стресс инноваций в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4331–4346.
2. Aksarina I.Y., Dossayeva S.K., Kosov A.V., Stepanova G.A., Akentyeva I.Y., Brovkina S.N., Kozhedyorov A.I., Arpentieva M.R., Khoteeva R.I., Kassymova G.K. Foresight innovations in educational systems in the BRICS countries // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 4 (380). P. 123–131.
3. Kassymova G.K., Valeeva G.V., Muller O.Yu., Anufrieva N.V., Arpentieva M.R., Lavrinenko S.V., Dossayeva S.K. Innovation in education: prevention and correction of the pediogenias and matetogenias in students and teachers // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019 a. Vol. 5, № 381. P. 11–18. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.130
4. Kassymova G.K., Valeeva G.V., Stepanova O.P., Goroshchenova O.A., Gasanova R.R., Kulakova A.A., Menshikov P.V., Arpentieva M.R., Dossayeva S.K., Garbuzova G.V. Stress of the innovation and innovation in education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019 b. Vol. 6, № 382. P. 288–300. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467
5. Kassymova G.K., Aksarina I.Y., Demchuk A.V., Stepanova G.A., Aksarina, Y.S. Bogach M.A., Brovkina S.N., Kosov A.V., Arpentieva M.R., Dossayeva S.K. Foresight and the role of innovation in the development of Russian education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019 c. Vol. 4 (380). P.93– 101. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.96
6. BowenBr.D.Lessons from anticipatory intelligence: Resilient pedagogy in the face of future disruptions // ThurstonT.N., Lundstrom K., González C. (Eds.), Resilient pedagogy: Practical teaching strategies to overcome distance, disruption, and distraction. Utah, USA: Utah State University, 2021. P. 93–114. DOI: https://doi.org/10.26079/a516 fb24
7. RеhnA. Innovation for the Fatigued: How to Build a Culture of Deep Creativity. New York: Kogan Page Publishers, 2019. 224 p.
8. David J.L., Cuban L. Cutting Through the Hype: The Essential Guide to School Reform Revised. Harvard: Harvard Education Press, 2010. 220 p.
9. Арпентьева М.Р. Сценирование развития: динамические способности производственных кластеров и форсайт // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 10. С. 50–60.
10. Kerbel J. Coming to terms with anticipatory intelligence. War on the Rocks. 2019. August 13. Р. 1. https://warontherocks.com/2019/08/coming-to-terms-with-anticipatory-intelligence/ (accessed 21.12.2024).
11. Office of the Director of National Intelligence [ODNI]. (2019 a). Worldwide threat assessment of the US Intelligence Community (Rep.). United States of America: National Intelligence, 29 january 2019, 42 р. URL: https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/2019ATA-SFR-SSCI.pdf (accessed 21.12.2024).
12. Office of the Director of National Intelligence [ODNI]. (2019 b). National intelligence strategy of the United States of America (Rep.). United States of America: National Intelligence, 2019. 36 р. URL: https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/National_Intelligence_Strategy_2019.pdf?utm_source=Press%20Release&utm_medium=Email&utm_campaign=NIS_2019 (accessed 21.12.2024).
13. Azevedo J.P., Gutierrez M., de Hoyos R., Saavedra J. The Unequal Impacts of COVID-19 on Student Learning. // Primary and Secondary Education During Covid-19 / Reimers F.M. (eds.). Cham: Springer, 2022. P. 421–459. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_16
14. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаровский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, 2020. № 2. С. 4–23.
15. Hargreaves A., Shirley D. Well-Being in Schools: Three Forces That Will Uplift Your Students in a Volatile World. London: SCD Publ., 2021. 188 р.
16. Kosaretsky S., Zair-Bek S., Kersha Y., Zvyagintsev R. General Education in Russia During COVID-19: Readiness, Policy Response, and Lessons Learned. // Primary and Secondary Education During Covid-19 / Reimers F.M. (eds.). Cham: Springer, 2022. P. 227–261. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_9
17. Munro A.P., Faust S.N. Children are not COVID-19 super spreaders: Time to go back to school // Archives of Disease in Childhood, 2020. Vol. 105 (7). Р. 618–619.
18. Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. Коммодификация образования: процессы и результаты // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2406–2420.
19. Taleb N.N. Antifragile: Things that gain from disorder. London: Random House Incorporated, 2016. 546 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кривотулова Е.В., Филатова Л.Э., Хотеева Р.И. Управление стрессом инноваций в обеспечении устойчивости образовательных систем. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):351-359. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-16
For citation: Krivotulova E.., Filatova L.E., Khoteeva R.I. Managing innovation stress in ensuring the sustainability of educational systems. Professional education in the modern world. 2025;15(2):351-359. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-16
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.