Математическая статистика в исследовании: педагогический аспект
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-14
Аннотация
Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой применения методов математической статистики в педагогических исследованиях. Постановка задачи. Цель исследования состоит в обобщении информации о применении в педагогических исследованиях наиболее часто встречающихся методов математической статистики и показ их применения в исследованиях авторов статьи. Методика и методология исследования. Исследование включает обзор библиографических и теоретических источников по раскрытию особенностей использования математической статистики в исследованиях педагогов и показ парадокса матстатистики, которая сама по себе не раскрывает сущности явления и не объясняет причины различий между отдельными сторонами этого явления. Результаты. К результатам работы можно отнести описание и анализ проблем, связанных с раскрытием понятий зависимой и независимой переменных в педагогическом исследовании, количественных и качественных методов исследования, критериев и показателей оценки результатов исследований. Раскрыто представление о том, что только рациональное применение статистики позволяет и педагогу находить зависимости между экспериментальными данными, выявлять наличие или отсутствие тенденций в экспериментальных и контрольных группах. Авторами предложены методы математической статистики, которые они применили в своих педагогических исследованиях: критерий φ* Фишера, критерий Краскела – Уоллиса, критерий «хи» – квадрат Пирсона и методика И.К. Шалаева по оценке результативности экспериментальной работы. Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема применения методов матстатистики носит практико-ориентированный характер и успех научного исследования зависит не только от творческой мысли исследователя и расширения диапазона его математического аппарата.
Об авторах
О. Ю. ШитаковаРоссия
Шитакова Ольга Юрьевна – аспирант
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
А. Ю. Гуськов
Россия
Гуськов Александр Юрьевич – аспирант
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Н. Е. Горбачева
Россия
Горбачева Наталья Евгеньевна – аспирант
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Р. В. Орлов
Россия
Орлов Роман Викторович – адъюнкт
630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2
Т. В. Сидорина
Россия
Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160; 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2
Список литературы
1. МайерсД.Интуиция. URL: https://www.livelib.ru/quote/42760037 intuitsiya-d-majers (дата обращения 01.11.2024).
2. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн, 1980.
3. Механцев Б.Е. Нормализация применения статистико-математических методов в научно-педагогическом исследовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Сочи, 2011. 23 с.
4. Дроздикова-Зарипова А.Р. Применение математических методов в диссертационных исследованиях по педагогике. URL: https://core.ac.uk/reader/197437685 (дата обращения 01.11.2024).
5. Чуйко Л.В. Математические методы в педагогике как условие совершенствования качества образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 20 с.
6. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. 246 с.
7. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учеб. пособие. Великий Новгород: НГУ, 2006.112 с.; Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика,1977. 136 с.
8. Киселева О.М., Тимофеева Н.М., Быков А.А. Формализация элементов образовательного процесса на основе математических методов // Современные проблемы науки и образованияю 2013. № 1. С. 224.
9. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пос. М.: Академия, 2001. 206 с.
10. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003.
11. Киселева О.М. Теоретико-методологические аспекты применения методов математического моделирования в обучении информатике // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. 2010. С. 101–104.
12. Осипова С.И., Бутакова С.М., Дулинец Т.Г., Шаипова Т.Б. Математические методы в педагогических исследованиях: учеб. пос. Красноярск: СФУ, 2012. 264 с.
13. Дубовицкая Т.Д., Нестерова И.Н. Нужен ли в педагогическом исследовании дисперсионный анализ // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 1 (50). С. 111–117.
14. Большакова Л.В., Яковлева Н.А. Теория проверки статистических гипотез при математико-статистическом исследовании педагогических проблем // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (72). С. 149–157.
15. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления: учеб. пос. Барнаул: БГПУ, 1998. 216 с.
16. Подлиняев О.Л., Афанасьева Ж.С., Афанасьев А.Д. Методы математической статистики и инструменты искусственного интеллекта для анализа данных психолого-педагогических исследований // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2025. № 1 (100). С. 90–96.
17. Унгуряну Т.Н., Гржибовский А.М. Сравнение трех и более независимых групп с использованием непараметрического критерия Краскел – Уоллиса // Экология человека. 2014. № 6. C. 55–58.
18. Левин и др. Статистика для менеджеров. М.: Вильямс, 2004.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шитакова О.Ю., Гуськов А.Ю., Горбачева Н.Е., Орлов Р.В., Сидорина Т.В. Математическая статистика в исследовании: педагогический аспект. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):324-334. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-14
For citation: Shitakova O.., Guskov A.Y., Gorbacheva N.E., Orlov R.., Sidorina T.V. Mathematical statistics in research: pedagogical aspect. Professional education in the modern world. 2025;15(2):324-334. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.