О воспитывающем STEAM-обучении


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-13

Полный текст:




Аннотация

Введение. Вопросы подготовки в вузах специалистов с устоявшейся духовно-нравственной ценностной рамкой сегодня приобретают особую актуальность. Способствовать ответам на них должны изменения в методах и формах воспитательной работы и прежде всего ее переориентация на учебный процесс. Одним из инструментов реализации изменений в образовательном процессе, направленном на достижение не только обучающих, но и воспитательных целей, может стать STEAM-технология. Постановка задачи. Цель исследования – теоретическое обоснование воспитательного ресурса STEAM-технологии при формировании духовно-нравственных ценностей студентов вузов в учебном процессе. Методика и методология исследования. Методология исследования базируется на теоретических положениях интегративного подхода, позволяющего обосновать объединение в STEAM-технологии информации различных предметных областей для достижения образовательных и воспитательных целей, а также методах сравнительно-сопоставительного анализа и обобщения результатов исследований отечественных и зарубежных авторов в области педагогики, неврологии, психологии. Результаты. В ходе исследования раскрыт воспитательный ресурс STEAM-технологии, обусловленный интегративностью образовательного процесса. Обоснована логика воспитывающего STEAM-обучения, предполагающая два уровня интеграции: дисциплинарный и междисциплинарный, что способствует пошаговой включенности STEAM-технологии в учебный процесс, предусматривающей работу студентов в зоне ближайшего развития и активизацию блока программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности мозга. Выводы. Использование STEAM-технологии в учебном процессе способствует успешности и эффективности в вопросах достижения воспитательных целей по формированию у обучающихся духовно-нравственных ценностей и осознанной национальной гражданской позиции.


Об авторах

Д. В. Мельниченко
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Россия

Мельниченко Дмитрий Валентинович – аспирант кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы»

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7



О. Ф. Шихова
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Россия

Шихова Ольга Федоровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы»

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7



Список литературы

1. Сологуб Н.С., Аршанский Е.Я. Особенности построения учебной дисциплины «STEAM-подход в естественнонаучном образовании» в контексте подготовки будущих учителей естественнонаучных учебных предметов // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2021. № 3 (143). С. 47–52.

2. Сабирова Ф.М., Анисимова Т.И. Теория и практика реализации STEAM-образования: учеб. пособие. Казань: Школа, 2022. 108 с.

3. Конюшенко С.М., Кузьмин С.В. Основа STEAM обучения // Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественнонаучным и техническим дисциплинам: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАН К.А. Валиева (Елабуга, 17 января 2023 г.). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2023. С. 251–260.

4. Quigley C.F., Herro D., Shekell C. et al. Connected Learning in STEAM Classrooms: Opportunities for Engaging Youth in Science and Math Classrooms // International Journal of Science and Mathematics Education. 2020. № 18. P. 1441–1463. DOI: https://doi.org/10.1007/s10763-019–10034 z

5. Uştu H., Saito T., Mentiş Taş A. Integration of Art into STEM Education at Primary Schools: an Action Research Study with Primary School Teachers // Systemic Practice and Action Research. 2022. № 35. P. 253–274. DOI: https://doi.org/10.1007/s11213-021–09570 z

6. Гуляр Н.В., Макленкова С.Ю. Реализация STEAM-обучения с помощью дизайн-проектирования на уроках технологии в основной школе // Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО-2023: материалы VIII Межрегиональной конференции (Москва, 19 апреля 2023 г.). Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 85–92.

7. Кузнецова Л.Г. Организация STEAM-обучения путем интеграции предметов естественно-математического цикла в проектной деятельности // Актуальные проблемы математики и естественных наук: материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 75 летию доцента Р.А. Акбердина (Петропавловск, Барнаул, Сургут, Новосибирск, 04 фев. 2022 г.). Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2022. С. 431–434.

8. Хачатурьянц В.Е., Теремов А.В. Использование элементов STEAM-образования в межпредметной интеграции биологических знаний школьников на базе создаваемой в России сети кванториумов // Евразийский союз ученых. 2021. № 1–1 (82). С. 56–60.

9. Швецкий М.В., Кудрявцева И.А. STEM-обучение генерации запутанных квантовых состояний GHZn и Wn // Научное мнение. 2021. № 6. С. 75–85.

10. Зайнуллина А.Ф., Плотникова О.В., Емельянова А.Р. Методические рекомендации по организации технологии STEAM в дополнительном образовании: интеграция естественно-научной, технической и художественной направленностей // Про-ДОД. 2023. № 3 (45). С. 37–50.

11. Yakman G. STEAM Education: an overview of creating a model of integrative education. URL: https://www.researchgate.net/publication/327351326_STEAM_Education_an_overview_of_creating_a_model_of_integrative_education/link/5b89d6b24585151fd1403a90/download?_tp=eyJjb250ZXh0Ijp7ImZpcnN0UGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIiwicGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIn19 (дата обращения: 03.10.2024).

12. Водолажская Т., КорольД., Коваленок Т., Мельченко А. STEM-подход в образовании: идеи, методы, перспективы // Репозиторий БГПУ. 2021. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/41934 (дата обращения: 01.10.2024).

13. Синельников И.Ю., Худов А.М. STEM как инновационная стратегия интегрированного образования: передовой опыт, перспективы, риски // Инновационные технологии в области профессионального образования. 2020. № 3. С. 54–62.

14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: Смысл: Эксмо, 2005. 512 с.

15. Hughes B.S., Corrigan M.W., Grove D. et al. Integrating arts with STEM and leading with STEAM to increase science learning with equity for emerging bilingual learners in the United States // International Journal of STEM Education. 2022. № 9. P. 58. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-022-00375–7

16. Huang Y., Liu X. The analysis and research of STEAM education based on the TAM algorithm model to improve the learning effectiveness of higher vocational engineering students // Evolutionary Intelligence. 2022. № 15. P. 2597–2607. DOI: https://doi.org/10.1007/s12065-021-00619–5

17. Земсков А.М., Истомина Е.А. Современные возможности применения элементов STEAM-технологии в общем образовании // STEAM-технология в профильном образовании: сборник материалов дистанционной конференции. Калининград: КНВМУ, 2022. С. 37–39.

18. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Москва: Педагогика. 1989. 288 с.

19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. Москва: Академия. 2013. 384 с.

20. Michael L. Mack, Bradley C. Love, Alison R. Preston. Dynamic updating of hippocampal object representations reflects new conceptual knowledge. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. P. 201614048 DOI: 10.1073/pnas.1614048113

21. Мыльник В.В., Зубеева Е.В. Система передачи знаний с использованием семи зон памяти человека // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 213, № 5. С. 383–398.

22. Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Влияние STEAM-обучения на улучшение когнитивных навыков студентов // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы V Международной научной конференции. Красноярск, 2021. С. 157–161.

23. Солодихина М.В., Солодихина А.А. Развитие критического мышления магистрантов с помощью STEM-кейсов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 125–153.

24. Иманова А.Н., Самуратова Р.Т., Жуманбаева А.О. STEAM-технологии: инновации в естественнонаучном образовании // Достижения науки и образования. 2018. Т. 2, № 8. С. 35–37.

25. Обухов А.С., Ловягин С.А. Задания для практики STEM-образования: от суммы частных задач и учебных дисциплин к целостному деятельностному междисциплинарному подходу // Исследователь/Researcher. 2020. С. 63–82.

26. Мельниченко Д.В. Воспитательный потенциал STEAM-практик при подготовке будущих педагогов инженерно-технического профиля // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 34, № 1. С. 74–82.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мельниченко Д.В., Шихова О.Ф. О воспитывающем STEAM-обучении. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):314-323. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-13

For citation: Melnichenko D.V., Shihova O.F. About nurturing STEAM-training. Professional education in the modern world. 2025;15(2):314-323. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-13

Просмотров: 5

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)