Активизация учебной деятельности студентов среднего профессионального образования (аналитический обзор научной литературы)


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-11

Полный текст:




Аннотация

Введение. В настоящий момент подготовка кадров для современного рынка труда предусматривает сжатые сроки обучения и практическую направленность. Идет повсеместная цифровизация образования, в связи с чем в образовательный процесс внедряются новые средства педагогического процесса, разрабатываются новые методы и технологии. Следовательно, остро стоит вопрос качества получаемого образования. Постановка задачи. Цель исследования – на основе анализа научной литературы определить основные исторические сложившиеся подходы к активизации учебной деятельности обучающихся, сформулировать понятие «активизация учебной деятельность студентов СПО». Методика и методология исследования. Основным методом на данном этапе исследования выступает анализ научной литературы по заявленной проблематике. Результаты. Определены различия в подходах к определению активизации учебной деятельности. Дополнены и уточнены содержательные признаки активизации учебной деятельности студентов СПО на современном этапе. Сформулировано понятие «активизация учебной деятельность студентов СПО». Выводы. Предложенные содержательные признаки элементов активизации учебной деятельности студентов СПО позволили сформулировать понятие «активизация учебной деятельность студентов среднего профессионального образования» с учетом тенденций цифровизации образования и реализацией ФЭП «Профессионалитет». Указанные элементы и определение могут быть использованы при разработке современных способов и методов активизации учебной деятельности студентов СПО.


Об авторе

В. А. Мельников
Институт развития образования Кузбасса
Россия

Мельников Вадим Анатольевич – аспирант отдела подготовки научно-педагогических кадров и кадров высшей квалификации

650070, г. Кемерово, ул. Заузелкова, 3



Список литературы

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Б.м.: б.и., 1875. 309 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70969 (дата обращения: 09.09.2024).

2. Ксенофонтова А.Н., Денина О.О. Активизация учебной деятельности студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. Гуманитарные науки. 2000. № 3. С. 37–40.

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / [сост. и вступ. статья, В.А. Ротенберга]. Москва: Учпедгиз, 1956. 374 с.

4. Ушинский К.Д. Избраннные педагогические сочинения. Москва, 1945. 514 с.

5. Герд А.Я. Избранные педагогические труды / [подг. текста и биогр. очерк О.В. Казаковой]; [под ред. и с предисл. действ. чл. АПН РСФСР Б.Е. Райкова]; [примеч. О.В. Казаковой, Б.Е. Райкова]. Москва: Издво Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 208 с.

6. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания / под ред. и с доп. проф. Б.Е. Райкова. 4 е изд. Ленинград: Гос. изд-во, 1925. 235 с.

7. Ли Ч. Педагогическая система С.Т. Шацкого через призму авангардизма // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 149–152.

8. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания / под ред. М.Н. Скаткина. 2 е изд., доп. Москва: Учпедгиз, 1954. 276 с.

9. Семёнов И.Н. C. Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества // Психология. 2009. Т. 6, № 3. С. 63–89.

10. Половникова H.A. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: дис…. д-ра пед. наук. Казань, 1976. 483 с.

11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1979. 160 с.

12. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.

13. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Москва: Учпедгиз, 1961. 239 с.

14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / [авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев]. Москва: Педагогика, 1989. 558 c.

15. Коротяев Б.И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1979. 42 с.

16. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. 304 с.

17. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Нар. асвета, 1975. 208 с.

18. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: дис…. д-ра пед. наук. Москва, 1970. 810 с.

19. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. Москва: Педагогика, 1975. 364 с.

20. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высш. шк., 1991. 204 с.

21. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе: учеб. пособие. Москва: Экспедитор, 1996. 288 с.

22. Филатов О.К. Информатизация технологий обучения в высшей школе. Москва, 2001. 283 с.

23. Соседко О.А. Активизация учебной деятельности студентов на основе применения информационных технологий: на примере изучения теории графов: дис…. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. 163 с.

24. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Москва: Рассказовъ, 2002. 303 с.

25. Педагогические технологии / под ред. В.С. Кукушина. Ростов на Дону: Март, 2002. 320 с.

26. Павлова Л.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике: дис…. канд. пед. наук. Москва, 2003. 234 с.

27. Барабанова Е.И. Активизация познавательной деятельности студентов средствами аудиовизуальной трансляции учебно-научной информации: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2004. 180 с.

28. Великанова С.С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 178 c.

29. Шаповал А.И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 177 с.

30. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическия специальностям / под ред. Т.С. Паниной. 4 е изд., стер. Москва: Академия, 2008. 175 с.

31. Попова Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза средствами игрового моделирования: автореф. дис…. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008. 25 с.

32. Мишина Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза: автореф. дис…. канд. пед. наук. Кемерово, 2010. 19 с.

33. Кропочева Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения: автореф. дис…. канд. пед. наук. Москва, 1999. 18 с.

34. Бадмаева Д.Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр: автореф. дис…. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2004. 24 с.

35. Барамзина С.А. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно ориентированного обучения: автореф. дис…. канд. пед. наук. Киров, 2004. 17 с.

36. Осолодкова Т. Б. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе математического образования: автореф. дис…. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 23 с.

37. Макарова Е.С. Активизация познавательной самостоятельности учащихся колледжа: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2006. 170 с.

38. Аристова Ж.Г. Развитие познавательной активности студентов колледжа в образовательном процессе: автореф. дис…. канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 23 с.

39. Лушникова О.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки: автореф. дис…. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2010. 23 с.

40. Потапов И.С., Платонова Р.И., Никитина А.Е. Активизация самостоятельной учебной деятельности студентов в цифровой образовательной среде // Образовательный вестник «Сознание». 2021. T. 23, № 11. С. 30–38. DOI: 10.26787/nydha-2686–6846–2021–23-11-30–38

41. Кузнецова Е.Е. Принцип активизации учебной деятельности в дистанционном обучении иностранным языкам // Скиф. 2020. № 11 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnostiv-distantsionnom-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 09.09.2024).

42. Абдураззакова Д.А. Смешанное обучение как фактор активизации учебной самостоятельной деятельности студентов // Экономика и социум. 2021. № 4–2 (83) C. 1001–1005. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-faktor-aktivizatsii-uchebnoy-samostoyatelnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 09.09.2024).

43. Райхлина А.В., Громова М.В., Колесов Р.В. Комплексный подход к внедрению смешанного обучения в высшей школе // Открытое образование. 2022. № 26 (4). С. 55–65. DOI: https://doi.org/10.21686/1818–4243–2022–4–55–65

44. Рябоконь Е.А., Крецан З.В., Шмакова Л.Е. Визуализация учебной информации как средство активизации познавательной деятельности обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4, № 2. С. 126–136. DOI: https://doi.org/10.21603/2542–1840–2020–4-2-126–136

45. Кашина Т.С. Использование ЦОР для активизации учебно-познавательной деятельности на уроках физики и информатики // Universum: психология и образование. 2022. № 5 (95). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/13457 (дата обращения: 09.09.2024).

46. Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Векуа Н.Н., Василенко А.В. Использование игровых платформ управления классом при онлайн-обучении для повышения качества образовательных результатов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 409–424. DOI: 10.32744/pse.2020.4.29


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мельников В.А. Активизация учебной деятельности студентов среднего профессионального образования (аналитический обзор научной литературы). Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):296-304. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-11

For citation: Melnikov V.A. Activation of educational activities of students of secondary vocational education (analytical review of scientific literature). Professional education in the modern world. 2025;15(2):296-304. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-11

Просмотров: 5

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)