Дополнительное профессиональное образование: состояние, возможности, направления развития


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. В условиях быстро меняющегося мира, где жизненный цикл знаний сокращается, базового образования недостаточно для удовлетворения образовательных потребностей человека на протяжении всей жизни. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) играет ключевую роль в этом процессе, предоставляя возможность получения новых знаний и навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Постановка проблемы. В статье рассматривается современное состояние и тенденции ДПО в России, акцентировано внимание на его значении в контексте непрерывного образования. С момента появления концепции непрерывного обучения на конференции ЮНЕСКО в 1968 г. данное направление стало ключевым для обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Методология и методика исследования. В статье был использован системный подход, обусловленный целью исследования. Кроме этого применялись методы анализа, синтеза и сравнения. Результаты. В представленной работе анализируются статистические данные, показывающие рост интереса к дополнительному профессиональному образованию среди населения, а также выявляются основные цели и мотивы обучения. Рассмотрены виды программ ДПО, такие как повышение квалификации и профессиональная переподготовка, а также роль самообразования в образовательном процессе. Особое внимание уделяется различным формам и видам получения дополнительного образования, включая корпоративное обучение, которое способствует повышению квалификации сотрудников и адаптации образовательных программ к требованиям работодателей. Показана возрастающая роль негосударственного сектора в получении дополнительного профессионального образования, в том числе цифровых образовательных организаций EdTech. Выделены барьеры, препятствующие полному использованию потенциала ДПО. Выводы. Подчеркивается необходимость дальнейшего развития системы ДПО, включая интеграцию цифровых технологий и гибридных форм обучения, что позволит обеспечить соответствие образовательных программ современным требованиям рынка труда и повысить качество подготовки специалистов. Статья вносит вклад в понимание динамики дополнительного профессионального образования в России и его влияния на развитие человеческого капитала.


Об авторах

Л. М. Струминская
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Струминская Ляля Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28/1



Е. Н. Богданчикова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Богданчикова Евгения Николаевна – старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28/1



Список литературы

1. Международная стандартная классификация образования. MCKO 2011. Институт статистики ЮНЕСКО. Режим доступа: https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011 ru.pdf (дата обращения: 22.12.2024).

2. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 532 с.

3. Результаты исследования восприятия бренда работодателя, 2024. Талантист. Режим доступа: https://ancor.ru/upload/research/The_talentist_presentation_RU-final%20(1).pdf (дата обращения: 28.12.2024).

4. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: Per Se, 2003. 207 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 ФЗ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 11.12.2024).

6. Индикаторы образования 2024: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 416 с.

7. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 20.12.2024).

8. Онлайн-обучение как новая реальность: изучаем рынок EdTech в России. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-edtech/ (дата обращения: 05.01.2025).

9. Дополнительное профессиональное образование: кто ведёт? URL: skillbox.ru/media/education/dopolnitelnoeprofessionalnoe-obrazovanie-kto-vedyet/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox (дата обращения: 26.12.2024).

10. Как университетам ДПО конкурировать онлайн-школам. Вебинар НИУ ВШЭ-СПб Кочубей-центра. URL: https://vk.com/video-139691430_456239728?list=ln-1EBdc4nABP8qvh3uIs (дата обращения: 25.12.2024).

11. ТОП-9 лучших образовательных платформ для онлайн обучения 2025. URL: https://dzen.ru/a/X57twElQX2gR866X (дата обращения: 20.12.2024).

12. Главные тренды edtech-рынка в 2024 году: исследование от «СберОбразования» и Smart Ranking. URL: https://edtechs.ru/analitika-i-intervyu/glavnye-trendy-edtech-rynka-v-2024 godu-issledovanie-ot-sberobrazovaniya-i-smart-ranking/ (дата обращения: 10.01.2025).

13. Ерохина Е. Суровый российский lifelong learning: почему учатся и не учатся взрослые россияне. 02.03.2022. URL: https://skillbox.ru/media/education/surovyy-rossiyskiy-lifelong-learning-pochemu-uchatsya-i-ne-uchatsyavzroslye-rossiyane/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox (дата обращения: 27.12.2024).

14. Образование в цифрах: 2024: краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023.

15. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. N 2250 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии на проведение обучения по дополнительным профессиональным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечение достижения отдельных результатов федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на базе автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400060738/ (дата обращения: 20.01.2025).

16. Цифровая платформа МСП.РФ. Малое исреднее предпринимательство. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/?utm_source=yandex_four&utm_medium=cpc&utm_campaign=brand&etext=&yclid=1887647131918401535 (дата обращения: 20.01.2025).

17. Федеральный проект «Содействие трудоустройству». URL: https://www.tgu-trud.ru/ (дата обращения: 21.01.2025).

18. Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей». URL: https://rsv.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).

19. Письмо Минобрнауки России от 31 октября 2019 г. n 03/16360 о «Об организации и осуществлении ДПО посредством реализации программ повышения квалификации программ профессиональной переподготовки». URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-31.10.2019 N-03_16360 O/ (дата обращения: 25.12.2024).

20. Постановление правительства РФ от 21.02.2024 г. № 201» Об утверждении Положения о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан» URL: http://government.ru/docs/all/152307/ (дата обращения: 21.01.2025).

21. Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 2024. URL: http://static.government.ru/media/files/9FSaRZ2GJ7GRZc1hTICXDQAV9orIaXtI.pdf (дата обращения: 29.12.2024).

22. Отчет Сберуниверситета об исследовании: «Как российские преподаватели видят образование будущего». 2024. URL: https://sberuniversity.ru/upload/research/bolshaya-peremena-new-2609.pdf (дата обращения: 18.01.2024).

23. Лапина А. Около трети россиян проходили дополнительное обучение в течение последнего года. URL: skillbox.ru/media/education/pochti-kazhdyy-tretiy-rossiyanin-prokhodil-dopolnitelnoe-obuchenie-v-techenieposlednego-goda/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox (дата обращения: 26.12.2024).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Струминская Л.М., Богданчикова Е.Н. Дополнительное профессиональное образование: состояние, возможности, направления развития. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):252-264. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-6

For citation: Struminskaya L.M., Bogdanchikova E.N. Additional professional education: state, opportunities, development directions. Professional education in the modern world. 2025;15(2):252-264. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-6

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)