К проблеме цифрового неравенства: опыт осмысления на основе идей немецких ученых-гуманитариев


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-5

Полный текст:




Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме цифрового неравенства. Она не может быть сведена только к обеспечению всем людям равного доступа к цифровым приборам и технологиям. Данная проблема имеет серьезную гуманитарную составляющую. Постановка задачи. В опоре на труды немецких ученых изучение факторов, которые способствовали распространению цифровых технологий в обществе, а также положительных и отрицательных последствий этого процесса; исследование плюсов и минусов применения цифровых технологий в образовании, а также опасностей одностороннего развития личности в случае чрезмерного использования цифровых технологий. Методика и методология исследования. Сравнительный анализ трудов немецких философов, социологов и психологов, исследование применения западных идей в российских условиях на основе работ российских социологов и психологов. Результаты. Установление новых критериев цифрового неравенства в аспекте развития культуры использования цифровыми технологиями. Выводы. Культура использования цифровых технологий предполагает установление разумных рамок их применения и контроль над ними со стороны общественности. Это позволит преодолеть опасность превращения человека в придаток цифровых технологий, а вместо этого – поставить цифровые технологии их на службу развитию самого человека.


Об авторах

С. В. Шачин
Мурманская академия экономики и управления
Россия

Шачин Святослав Вячеславович – кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник и преподаватель

183025, г. Мурманск, ул. Полярной правды, д. 8



А. Ю. Шачина
independent researcher
Россия

Шачина Анна Юрьевна – кандидат педагогических наук, независимый исследователь

г. Мурманск



Список литературы

1. Шабашев В.А., Щербакова Л.Н. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 3–12.

2. Merton R.K. The Matthew Effect in Science // Science. 1968. No. 159 (3810). Р. 56–63.

3. Merton R.K. The Matthew Effect in Science, II: Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property // ISIS. 1988. pp. 606–623.

4. Бебенина Е.В. Долгосрочные перспективы эффекта Матфея университетских рейтингов на систему высшего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 2 (64). С. 97–105.

5. Бучинская О.Н. Тройственность дивергенции социально-экономического развития в цифровую эпоху // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 2, ч. 2. С. 239–260.

6. Bäcker, Dirk. Studien zur nächsten Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp-Verlag, 2012. 229 S.

7. Bäcker, Dirk. Wie verändert die Digitalisierung unser Denken und unseren Umgang mit der Welt? URL: https://www.researchgate.net/publication/312435341_Wie_verandert_die_Digitalisierung_unser_Denken_und_unseren_Umgang_mit_der_Welt (дата обращения: 07.11.2024).

8. Bäcker, Dirk. Studien zur nächsten Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp-Verlag, 2012. 229 S.

9. Кадирова Н.М. Развитие навыков 4 к у учащихся в условиях цифрового образования // Экономика и социум. 2024. № 5 (120). С. 1277–1282.

10. Панов Н.А., Зайцева К.С. Формирование компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) обучающихся профессиональных образовательных организаций: Методические рекомендации. СПб.: СПб. Академия постдипломного педагогического обучения, 2021. 32 с. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Формирование-компетенций-4К.pdf (дата обращения: 07.11.2024).

11. Шачина А.Ю., Шачин С.В. К вопросу о демократической основе нравственности в образовании // Педагогика. 2018. № 9. С. 19–24.

12. Honneth A. Erziehung und demokratische Öffentlichkeit: Ein vernachlässigtes Kapitel der politischen Philosophie // Deutsche Zeitschrift für Erziehungswissenschaften. 2012. № 15. pp. 429–442.

13. Merton R.K. The Matthew Effect in Science. // Science. 1968. No. 159 (3810). pp. 56–63.

14. Lesch, Harald. Digitalisierung – endlich machen wir uns selbst überflüssig. URL: www.hss.de/download/publications/AMZ_108_Digitalisierung_03.pdf (дата обращения: 07.11.2024). (In German).

15. Spitzer, Manfred. Künstliche Intelligenz. Dem Menschen überlegen – wie KI uns rettet und bedroht. München: Droemer Verlag, 2023. 335 S.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шачин С.В., Шачина А.Ю. К проблеме цифрового неравенства: опыт осмысления на основе идей немецких ученых-гуманитариев. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):245-251. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-5

For citation: Shachin S.S., Shachina A.Y. On the problem of digital inequality: the experience of solving based on the ideas of German humanities scientists. Professional education in the modern world. 2025;15(2):245-251. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-5

Просмотров: 5

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)