Обеспечение образовательной независимости в условиях цифровой трансформации: вызовы и стратегии для России


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-7

Полный текст:




Аннотация

Введение. В условиях цифровой трансформации образовательные системы по всему миру сталкиваются с новыми вызовами, связанными с зависимостью от международных образовательных платформ и технологий. В статье анализируется проблема обеспечения образовательной независимости России на фоне усиливающегося внешнего влияния. Глобальные платформы, такие как PISA и IB, влияют на учебные программы, создавая риски утраты контроля над образовательным процессом и усиления зависимости от иностранных технологий. Постановка задачи. Цели исследования – выявить основные угрозы для образовательного суверенитета и предложить меры по его защите. Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования включает сравнительный анализ международного опыта и содержательный анализ подходов к укреплению образовательного суверенитета, а также успешных примеров реализации национальных стратегий. Результаты исследования показывают необходимость разработки и внедрения национальных цифровых платформ и сохранения культурных и исторических аспектов в образовательных программах. Выводы подчеркивают важность создания национальных цифровых образовательных платформ и сохранения культурных особенностей для обеспечения образовательной независимости. Стратегии включают развитие отечественных образовательных технологий и создание эффективных подходов для сохранения образовательной автономии.


Об авторе

Е. Ф. Мороз
Красноярский институт железнодорожного транспорта
Россия

Мороз Елена Фёдоровна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом

660029, г. Красноярск, ул. Новая заря, 2и



Список литературы

1. ЮНЕСКО. Global Education Monitoring Report 2023: Technology in Education – A Tool on Wose Terms? Париж: ЮНЕСКО, 2023. 435 с. URL: https://www.un-ilibrary.org/content/books/9789210028660 (дата обращения: 23.09.2024).

2. Исмаилов А. А. Национальная оценка образовательных достижений учащихся на основе опыта программы PISA // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2022. № 10 (100). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/14360 (дата обращения: 23.09.2024).

3. OECD. PISA 2022 Results. OECD Publishing, 2023. URL: https://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения: 16.09.2024).

4. Сальберг П. Финские уроки: История успеха реформ школьного образования в Финляндии. URL: https://royallib.com/read/salberg_pasi/finskie_uroki.html#604786 (дата обращения: 19.09.2024).

5. Эндрюшко А. А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 95–110.

6. OECD. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework / OECD. Париж: OECD Publishing, 2019. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 17.09.2024).

7. Грини В., Келлаген Т. Оценка национальных достижений на национальном уровне: Кн. 1. Москва, Логос, 2011. 213 с.

8. Минпросвещения России. Минпросвещения России расширяет международное взаимодействие с учетом глобальных трендов в образовании. URL: https://edu.gov.ru/press/8391/minprosvescheniya-rossii-rasshiryaet-mezhdunarodnoe-vzaimodeystvie-s-uchetom-globalnyh-trendov-v-obrazovanii/ (дата обращения: 17.09.2024).

9. Матвиенко С. В., Васильева Е. В. Развитие образования в эпоху глобализации // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 1А. С. 59–69.

10. Минобрнауки России утвердило программу учебного курса «История религий России» // Министерство образования и науки Российской Федерации. 16.10.2023. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/74331/ (дата обращения: 18.09.2024).

11. В российских вузах запущен курс «Основы российской государственности» // Новое обозрение. 13.09.2023. URL: https://novos.mk.ru/politics/2023/09/13/v-rossiyskikh-vuzakh-zapushhen-kurs-osnovy-rossiyskoy-gosudarstvennosti.html (дата обращения: 18.09.2024).

12. Концепция социально-гуманитарных дисциплин опять меняется // Независимая газета. 19.04.2023. URL: https://nvo.ng.ru/education/2023-04-19/8_8710_concept.html (дата обращения: 18.09.2024).

13. Владимир Путин поручил повысить качество школьных программ по гуманитарным предметам // Российская газета. 21.02.2023. URL: https://rg.ru/2023/02/21/putin-poruchil-povyshit-kachestvo-shkolnyh-programm.html (дата обращения: 18.09.2024).

14. Быкова Н. И. К вопросу о динамике изменения образовательных стандартов // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2020. № 1 (79). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/11167 (дата обращения: 19.09.2024).

15. Соловьёв В. П., Перескокова Т. А. О новой модели высшего образования в России (в порядке обсуждения) // Alma Mater (Вестник Высшей школы). 2024. № 8. С. 8–15.

16. Лесин С. М., Шевелёва Н. Н. Феномен Сингапура: гибкость, разнообразие, гражданственность // Образовательная политика. 2019. № 1-2 (77-78). С. 24–32.

17. Darling-Hammond L., Cook-Harvey C. Educating the Whole Child: Improving School Climate to Support Student Success. ASCD, 2018.

18. American Institutes for Research. The effects of common core state standards on educational outcomes: A review of the evidence. AIR report. Washington, DC: American Institutes for Research, 2021.

19. Новиков А. В., Ивашкина Т. А., Слабкая Д. Н. МООК – массовые открытые онлайн курсы в условиях смешанного обучения // Педагогический журнал. 2022. Т. 12., № 3А. С. 834–842.

20. Säljö R. Digitalisering och utbildning: Möjligheter och utmaningar // Journal of Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25, no. 3. P. 789–802.

21. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (2022). Онлайн-платформа «Цифровой образовательный контент» расширяет доступ к образовательным ресурсам. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41506/ (дата обращения: 19.09.2024).

22. Мадюкова С. А. Этнокультура в школьном образовании сквозь призму цифровизации // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 40–44.

23. Montreal A. K., Darling-Hammond L. Restarting and Reinventing School: Learning in the Time of COVID and Beyond. Learning Policy Institute, 2020. 146 p.

24. Нагаева И. А., Кузнецов И. А. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 126–139.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мороз Е.Ф. Обеспечение образовательной независимости в условиях цифровой трансформации: вызовы и стратегии для России. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):52-59. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-7

For citation: Moros E.F. Ensuring educational independence in the context of digital transformation: challenges and strategies for Russia. Professional education in the modern world. 2025;15(1):52-59. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-7

Просмотров: 14

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)