Особенности художественной культуры и художественного образования в условиях цифровизации


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. Некоторые современные авторы делают акцент на негативных сторонах цифровизации, другие рассматривают ее положительные стороны. Для взвешенного анализа последствий цифровизации необходимо рассматривать это явление в контексте современного состояния художественной культуры. Постановка задачи. Задача состоит в том, чтобы произвести анализ ситуации, сопровождающей цифровизацию художественного образования и художественной культуры исходя из общих тенденций развития культуры. Методика и методология исследования. В анализе роли цифровизации учитываются два обстоятельства. Во-первых, согласно концепции П. А. Сорокина цифровизация совпадает с эклектической стадией развития искусства. Во-вторых, она осуществляется в ситуации постмодерна. Результаты. Постмодерн представляет собой ситуацию, когда накопленный художественный контент больше влияет на вновь создаваемые произведения, чем физическая или социальная реальность. Это создает для цифровизации особые условия. Выводы. Описанные выше явления приобретают качественно новый уровень в условиях цифровизации. Цифровизация художественного образования и художественной культуры – не просто результат технических достижений, но определенный эволюционный этап в развитии культуры в целом.


Об авторах

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – доктор философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии

630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52



Е. В. Лисецкая
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Лисецкая Елена Вениаминовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дизайна и художественного образования Института искусств

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Бараш Л. А. Цифровизация образования: прорыв в будущее или деградация? // Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 12. С. 55–58. DOI:10.24412/2701-8369-2021-12-55-58.

2. Шунков А. В., Дворовенко О. В., Григоренко Н. Н., Борздун В. Н. Цифровизация образования в творческом вузе: идеи и реализация // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 60. С. 190–198.

3. Шунков А. В., Тараненко Л. Г., Дворовенко О. В. Феномен цифровизации культуры и искусства в России // Мир русскоговорящих стран. 2024. № 2 (20). С. 105–128. DOI:10.20323/2658-7866-2024-2-20-105.

4. Ма Гуаншэн. Использование компьютерных технологий в обучении современной китайской масляной живописи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11. С. 200–205. DOI:10.24158/spp.2023.11.27.

5. Цзо Юйпу. Трансформация педагогических инструментов формирования компетенций художественного образования в условиях цифровизации // Современное педагогическое образование. 2023. № 3. С. 137–142.

6. Низамутдинова С. М., Михайлов Н. В., Чиркова Е. Ю. Цифровизация высшего художественного образования и создание интерактивных музеев // Московский педагогический журнал. 2021. № 4. С. 152–160.

7. Репринцев А. В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 242–260.

8. Конанчук С. В. Проблемы современного эстетического образования: становление новой чувственности // Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 71–75.

9. Щербинкина Е. В. Роль цифровых образовательных ресурсов в профессиональной подготовке бакалавров изобразительного искусства // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-1. С. 305–308.

10. Моисеев А. А., Витковский А. Н. Цифровизация образования в высшей школе в сфере изобразительного искусства и дизайна: преимущества, проблемы и перспективы // Московский педагогический журнал. 2021. № 4. С. 97–107.

11. Тютюнова Ю. М. Художественное образование на современном этапе: проблемы цифровизации // Проблемы современного образования. 2021. № 3. С. 105–117.

12. Зимина Е. К., Депсамес Л. П. Роль развития художественно-образного мышления обучающихся в условиях цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 131–134.

13. Салтыкова Г. М., Васильева Д. А. Цифровые технологии в дизайн-образовании и проектной деятельности // Преподаватель ХХI века. 2022. № 3-1. С. 224–230.

14. Сорокин П. А. Кризис изящных искусств // Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992. С. 435–462.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.А., Лисецкая Е.В. Особенности художественной культуры и художественного образования в условиях цифровизации. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):47-51. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-6

For citation: Sevostyanov D.A., Lisetskaya E.V. Features of artistic culture and art education in the context of digitalization. Professional education in the modern world. 2025;15(1):47-51. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-6

Просмотров: 12

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)