Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Часть 2. Эмоции и нравственность как основные психологические потребности в развитии личности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-14
Аннотация
Введение. Актуальность исследования состоит в том, что недостаточно изучено предположение, что эмоции и нравственность являются базовыми психологическими потребностями.
Мы сообщаем об эмпирическом доказательстве на предмет того, следует ли считать эмоции и нравственность необходимостью.
Постановка проблемы. Зависимость возникновения или невозникновения эмоции от количества информации, которой располагает субъект для удовлетворения какой-либо потребности. Отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные – когда информация оказывается в избытке. Научение нравственности через переживание (как в личностном, так и в социальном плане не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации).
Методика и методология исследования. В нашем исследовании мы применили новаторский метод в динамике, социально-эмоциональное обучение самонаблюдения в форме ведения эмоциональных и структурированных дневников, основанные на регистрации показателей эмоциональных состояний. В качестве показателей, отражающих величину потребности ее удовлетворения, – различные виды деятельности и частоты проявления эмоций, их взаимодействия с нравственностью.
Результаты исследования. Наши результаты показывают, что чувство нравственности может помочь студенту определить моменты, когда жизнь складывается хорошо. Кроме того, она предполагает, что нравственность может быть фундаментальной психологической потребностью и требует дальнейшего изучения.
Выводы. В процессе усвоения личностью нравственности меняются эмоции, иерархия жизненных ценностей, начиная от достойного любому возрасту понятия любви и заканчивая смыслом жизни как высшей духовной ценностью, данной человеку. Нам удалось проследить динамику нравственных качеств среди учащихся подростков и студентов.
Об авторе
Н. А. КорниенкоРоссия
Нина Алексеевна Корниенко, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра технологии обучения, педагогики и психологии
630039; ул. Никитина, 147; Новосибирск
Список литературы
1. Изард К. Е. Эмоции человека: пер с англ.; ред. Л. Я. Гозман. Москва: МГУ, 1980. 439 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2 т. Изд. 2-е стер. Т. 1 / пер. с франц. Москва: Мир, 1996. 496 с.
3. Корниенко Н. А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности : автореф. дис. … доктора психологических наук. Москва, 1998. 59 с.
4. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2 т. Изд. 2-е стер. Т. 2 / пер. с франц. Москва: Мир, 1996. 376 с.
5. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 4: Ценности, эмоции, цвет, личность. Новосибирск: Сибирское книжное изд-во, 2016. 644 с.
6. Гремлинг С., Аурбах С. Практикум по управлению стрессом. Санкт-Петербург, 2002. 235 с.
7. Корниенко Н. А. Социально-эмоциональное обучение как фактор совершенствования навыков эмоциональной саморегуляции // Психология обучения. 2023. № 1. С. 15–33.
8. Helion C., Ochsner K. N. The role of emotion regulation in moral judgment // Neuroethics. 2018. Vol. 11. P. 297–308. doi: 10.1007/s12152-016-9261-z
9. Kapur R. Managing Psychological Problems Efficiently: Essential in leading to Upgradation of Personality Traits // The Journal of Social Sciences Studies and Research. 2023. Vol. 3, № 4. P. 173–179. URL: https://tjsssr.com/index.php/tjsssr/article/view/103
10. Human Capital Creation : A Collective Psychological, Social, Organizational and Religious Perspective // Journal of Religion and Health. 2022. P. September. P. 1–33. doi: 10.1007/s10943-022-01665-8
11. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 5: Личность, одарённость, индивидуальность, гениальность. Новосибирск: Наука, 2020. 640 с.
12. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Москва: МГУ, 1960. 426 с.
13. Daily moral identity: Linkages with integrity and compassion // Journal of Personality. 2021. № 90 (5). P. 663–674. doi: 10.1111/jopy.12689
14. Moral identity as a goal of moral action: A Self-Determination Theory perspective // Journal of Moral Education. 2020. № 49 (3). P. 330–345. doi: 10.1080/03057240.2019.1698414
15. Thompson Ross A. Emotional Development and the Growth of Moral Self-Awareness // The Oxford Handbook of Emotional Development / Daniel Dukes (ed.) et al. Oxford (UK): Oxford University Press, 2022. P. 554–565.
16. Wilke J. et al. Morality in Moderation: Profiles of Moral Self and Behavioral Problems Among Children // Deviant Behavior. 2024. P. 15. doi: 10.1080/01639625.2024.2310126
17. Hernández M. M. C. The emotional basis of morality: Is autonomy still posible? / M. M. C. Hernández // Universitas Philosophica. 2009. Vol. 26, Issue 53. P. 195–217.
18. Программа Poly Analist, разработанная Megaputer 1995. // Megaputer. URL: httrs: //www.megaputer.com/ (accessed 08. 04. 2024).
19. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие. Москва: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.
20. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence // Handbook of Intelligence / ed. R. J. Sternberg. Cambridge, England: Cambridge University Press, 2000. P. 396–420.
21. Tkach E., Kazantseva D., Gilyano A. Transformation of the spiritual and moral foundations of personality development in the education of modern Russia // SHS Web of Conferences. – EDP Sciences. 2021. Vol. 128. P. 05014. doi: 10.1051/shsconf/202112805014
22. Tangney June. Moral Emotions and Moral Behavior // June Tangney, Debra Mashek, Jeffrey Stuewig // Annual review of psychology. 2007. Vol. 58. P. 345–372.
23. Медведев А. Н. Эмоциональные основы формирования нравственности // Моя профессиональная деятельность. 2021. Т. 1, № 29. С. 72–74.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Часть 2. Эмоции и нравственность как основные психологические потребности в развитии личности. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):681-693. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-14
For citation: Kornienko N.A. Psychological foundations of emotional and moral development of a personality. Part 2. Emotions and morality as the main psychological needs in the development of personality. Professional education in the modern world. 2024;14(4):681-693. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.