И всё же, что такое философия образования? (Некоторые соображения, касающиеся определений)


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-4

Полный текст:




Аннотация

   Введение. Статья посвящена рассмотрению существующих способов понимания философии образования как самостоятельной отрасли знания. Обсуждается круг специфических проблем философии образования. Анализируется соотношение социально-философских, эпистемологических, этических и аксиологических ориентиров в развитии философии образования.

   Постановка задачи. Авторы предпринимают попытку системного представления философии образования как условно выделяемой сферы, включающей в себя как изучение философских и методологических проблем отдельных наук и практических отраслей (педагогика, дидактика, методика, дизайн образовательных курсов, управление образовательными организациями и т. д.), так и рефлексию социальных и общемировоззренческих проблем, возникающих в связи с вопросами образования.

   Методика и методология исследования. В ходе исследования авторами использовались методы концептуального анализа, сравнения и содержательного сопоставления рассматриваемых определений, критически рефлексировались различные позиции относительно понимания предмета и специфики философии образования, представленные в отечественной и зарубежной литературе.

   Результаты исследования. Осуществленное исследование позволило авторам прийти к заключению о том, что существует несколько стратегий конституирования философии образования как дисциплины. Первая из них – это обобщение под наименованием «философия образования» любых опытов философского осмысления проблематики, прямо или косвенно касающейся воспитания, обучения и образования человека. Вторая стратегия – это формирование сферы философии образования путем включения в нее всех исследований общих и методологических проблем наук об образовании. Третья стратегия заключается во включении образовательных вопросов в более широкую философскую перспективу

   Выводы. Многообразию способов понимания философии образования соответствует множество способов исследовательской активности. Важным является то обстоятельство, что использованию конкретного определения философии образования сопутствует и возникновение обязательств, касающихся идентификации и оценки собственных исследовательских результатов.


Об авторах

Д. В. Рахинский
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого; Красноярский государственный аграрный университет; Сибирский федеральный университет
Россия

Дмитрий Владимирович Рахинский, доктор философских наук, доцент, профессор, профессор кафедры

кафедра общественного здоровья и здравоохранения; кафедра гражданского права и процесса

660022; ул. Партизана Железняка, 1; 660049; пр. Мира, 90; 660041; пр. Свободный, 79; Красноярск



В. В. Минеев
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
Россия
Валерий Валерьевич Минеев, доктор философских наук, профессор

кафедра философии, экономики и права

660049; ул. Лады Лебедевой, 89; Красноярск



С. П. Штумпф
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
Россия
Светлана Петровна Штумпф, доктор философских наук, профессор

кафедра философии, экономики и права

660049; ул. Лады Лебедевой, 89; Красноярск



М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет
Россия

Михаил Петрович Яценко, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры

кафедра истории России, мировых и региональных цивилизаций

660041; пр. Свободный, 79; Красноярск



Н. Н. Равочкин
Кузбасский государственный аграрный университет имени В. Н. Полецкого; Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева
Россия

Никита Николаевич Равочкин, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры

кафедра педагогических технологий; кафедра истории, философии и социальных наук

650056; ул. Марковцева, 5; 650000; ул. Весенняя, 28; Кемерово



Список литературы

1. Никитина С. С., Панкина С. Н. Философия образования: ретроспектива и методологические подходы // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 1. С. 101–112. DOI: 10.24 151/2409-1073-2019-1-101-112

2. Береговая О. А. Философия образования как социокультурный феномен и область знаний // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12, Ч. II. С. 34–36.

3. Siegel H. Philosophy of Education // Stanford Encyclopedia of Philosophy: website. 2018. URL: https://plato.stanford.edu/entries/education-philosophy/ (дата обращения: 16. 03. 2024).

4. Hardie C. D. Philosophy of Education in a New Key // Educational Theory. 1960. Vol. 10, № 4. P. 255–261. DOI: 10.1111/j.1741–5446.1960.tb00032.x

5. Сулима И. И. Философия образования и перспективы философии // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. С. 1–11.

6. Moore T. W. Philosophy of Education. An Introduction. London; New York: Routledge, 2010. 154 p.

7. Niddich P. H. Philosophy of Education and the Place of Science in the Curriculum // New Essays in the Philosophy of Education. London; New York: Routledge, 2010. P. 176–194.

8. Косарев А. П. Философия техники как направление современного философского знания // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2011. № 2. С. 94–105.

9. Кочергин А. Н. Философия права: проблема предметной определенности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2015. № 3. С. 48–55.

10. Розин В. М. Философия образования: этюды-исследования. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. 576 с.

11. Gingell J., Winch C. Philosophy of Education: The Key Concepts. London; New York, Routledge, 2008. 272 p.

12. Carr D. Making Sense of Education. An Introduction to the Philosophy and Theory of Education and Teaching. London; New York, Routledge, 2003. 312 p.

13. White J. The Relation of Pedagogy to Philosophy // Proceedings of the Aristotelian Society. 1924–1925. Vol. 25. P. 209–218.

14. Whitehead A. N. The Aims of Education // Daedalus. 1955. Vol. 88, № 1. P. 192–205.

15. Наливайко Н. В. Философия образования как методологическая основа анализа образования // Философия образования. 2007. № 1. С. 213–220.

16. Biesta G. What is Education For? On Good Education, Teacher Judgement, and Educational Professionalism // European Journal of Education. 2015. Vol. 50, № 1. P. 75–87. DOI: 10.1111/ejed.12 109

17. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва: Школа-Пресс, 1995. 449 с.

18. Вульфонсон Б. Л. Философия образования: круглый стол // Педагогика. 1995. № 3. С. 13–25.

19. Латыпова Х. Ш. Философия образования как социокультурный феномен // Вестник Торгово-технологического института. 2010. № 3. С. 209–216.

20. Кленин П. В. Платон и Фихте: образование как двигатель политических перемен // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 9–18. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-9-18

21. Шачина А. Ю. Актуальность философско-педагогического наследия И. Канта // Кантовский сборник. 2010. № 2. С. 88–96. DOI: 10.5922/0207-6918-2010-2-8

22. Аксенова Э. А. Педагогические идеи в философском наследии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля // Проблемы современного образования. 2015. № 2. С. 66–75.

23. Степанова С. Н. Философия образования: философский подход к проблемам образования или проблемы педагогики сквозь призму философии? // Современные гуманитарные исследования. 2009. № 4. С. 70–72.

24. Медведев Н. В., Семенова Е. М. Аналитическая революция в философии образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. № 4. С. 30–37.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рахинский Д.В., Минеев В.В., Штумпф С.П., Яценко М.П., Равочкин Н.Н. И всё же, что такое философия образования? (Некоторые соображения, касающиеся определений). Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):585-594. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-4

For citation: Rakhinsky D.V., Mineev V.V., Shtumpf S.P., Yatsenko M.P., Ravochkin N.N. And yet, what is philosophy of education? (Some considerations regarding definitions). Professional education in the modern world. 2024;14(4):585-594. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-4

Просмотров: 67

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)