Современные тенденции экспорта профессионального образования из Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь»


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-10

Полный текст:




Аннотация

Введение. В последние несколько лет власти Китайской Народной Республики стали уделять больше внимания развитию профессионального среднего и высшего образования. Помимо роста и развития этого направления внутри страны постепенно с наращиванием присутствия Китая на мировой арене Китай начинает экспортировать свои образовательные услуги за рубеж.
Постановка задачи. Цель исследования – выявить особенности продвижения Китаем своего образования за границей, задача – рассмотреть основные формы экспорта китайского профессионального образования в зарубежные страны.
Методика и методология исследования. С помощью общих методов научного познания и с использованием большого массива фактологических данных и источников на китайском языке рассмотрены тенденции распространения китайского профессионального образования в мире.
Результаты. Китай открыл новую страницу в развитии профессионального образования как внутри страны, так и экспериментируя с новыми форматами международного сотрудничества в этом сегменте образования. Примером таких проектов может послужить открытие так называемых Мастерских Лу Баня, созданных в честь известного китайского философа, инженера и ремесленника V в. до н.э., которые готовят современных специалистов, обладающих техническими навыками. В общей сложности Китай запустил за рубежом свыше 40 подобных мастерских с 70 различными современными специальностями, где уже прошли обучение более 11 тыс. человек. После успешного запуска мастерских Лу Баня различные китайские профессиональные заведения стали открывать свои профильные мастерские, в том числе мастерские по развитию автомобильного транспорта, морского хозяйства, полиграфического дела и др.
Выводы. Подобные проекты, охватывающие сегодня как страны Шанхайской организации сотрудничества, так и участников инициативы «Один пояс, один путь», создают новую платформу для международного обмена и сотрудничества в сфере профессионального образования и способствуют продвижению гуманитарных обменов между Китаем и другими странами мира.


Об авторе

М. А. Гулева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Гулева Мария Александровна – кандидат экономических наук, доцент, факультет журналистики

125009, Москва, ул. Моховая, 9, стр. 1



Список литературы

1. Чжунхуа жэньминь гунхэго чжие цзяоюйфа (中华人民共和国职业教育法). 2022. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyfl/202204/t20220421_620064.html (accessed 09.04.2024).

2. Гао чжилян туйцзинь гунцзянь «И дай и лу» цзяоюй синдун. (高质量推进共建»一带一路»教育行动). 2023. URL: https://www.baidu.com/link?url=vHSplPdWMiIrgfbXDsucVn3e7PDIDAD51TpgrrzMABbpWG4ECZPIO6U8aiG69NSCJTdwGk8T6NVe0pqmVyi7yNhliqtnRjiOH4P2w-iIcoa&wd=&eqid=a3c66b9e0133ea0b000-000066613005b (accessed 09.04.2024).

3. Цюаньцю Кунцзы сюэюань да 550 со (全球孔子学院达550所). 2019. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2019–12/10/content_5459864.htm (accessed 09.04.2024).

4. Гаосяо кэцзи чуансинь фуу «И дай и лу» чанъи синдун цзихуа (高校科技创新服务»一带一路»倡议行动计 划). 2024. URL: https://sp.cufe.edu.cn/info/1025/1487.htm (accessed 09.04.2024).

5. Ли Чжэньфу, Ли Ваньин. «Чжэн Хэ сюэюань» чанъи цзи цзяньшэ гоусян и гунцзянь шицзи хайшан сычоу чжилу вэй бэйцзин дэ яньцзю (李振福,李婉莹 «郑和学院»倡议及建设构想 – 以共建21世纪海上丝绸之路 为背景的研究). 2018. URL: http://a.xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=1w0t0ru0bx020x405t070cv0bk288004 (accessed 09.04.2024).

6. Шанхай чубань иньшуа гаодэн чжуанькэ сюэсяо «Би Шэн гунфан» юньшан кэтан кайцзян лэ (上海出版印 刷高等专科学校»毕昇工坊»云上课堂开讲). 2021. URL: https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MzU3NzAxNzQ5MQ==&mid=2247500429&idx=1&sn=a35c67ee6730af043ddb8f44ca3a14fb&chksm=fd098171ca7e08678458e5a90634ca6987266e350aa68b3ebfea6903c07b592e5e9850ed6912&scene=27 (accessed 09.04.2024).

7. Жан шицзе ляоцзе Чжунго гунцзян чжэ сань тао цзяоцай чжули говай циннянь кайчжань чжунвэнь + цзинэн сюэси (让世界了解»中国工匠», 这三套教材助力国外青年开展»中文+技能»学习). 2022. URL: https:// baijiahao.baidu.com/s?id=1750559931216844168&wfr=spider&for=pc&searchword (accessed 09.04.2024).

8. Хоучжи Чжунхуа цзинэн вэньхуа шоуци «Би Шэн гунфан» цзай Янпу кайбань (厚植中华技能文化 首期 «毕昇工坊» 在杨浦开班). 2020. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1685744485384422525&wfr=spider&for=pc&searchword (accessed 09.04.2024).

9. Байдубайкэ. Хэхай дасюэ Даюй сюэюань (河海大学大禹学院). URL: https://baike.baidu.com/item/河海大学大禹学院/10754103 (accessed 09.04.2024).

10. Хунань гунъе чжиюань: «юньдуань» пэйсюнь чжутуй чжицзяо «цзоучу цюй» (湖南工业职院:«云端»培训 助推职教»走出去». 2022. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1747934889640353170&wfr=spider&for=pc&searchword (accessed 09.04.2024).

11. Гуйган сяньдай чжие цзяоюй фачжань чжунсинь цзюйсин 2023 цзи Гуйган хэцзо чжуанье синьшэн кайсюэ дяньли (桂港现代职业教育发展中心举行2023级桂港合作专业新生开学典礼). 2023. URL: https://www.nncvt.edu.cn/info/1574/42969.htm (accessed 09.04.2024).

12. Гоуцзянь хэцзо кайфан хули гунъин дэ жэньлэй минъюнь гунтунти (构建合作开放互利共赢的人类命运共 同体). 2021. URL: https://m.gmw.cn/baijia/2021–07/26/35024310.html (accessed 09.04.2024).

13. «Цзяньдин буи туйцзинь гунцзянь «И дай и лу» гао чжилян фачжань цзоушэнь цзоуши дэ юаньцзин юй синдун – гунцзянь «И дай и лу» вэйлай шинянь фачжань чжаньван» фабу вэньбу туйцзинь хайвай Чжунго сюэсяо шидянь цзяньшэ (《坚定不移推进共建»一带一路»高质量发展走深走实的愿景与行动 – 共建»一带 一路»未来十年发展展望》发布稳步推进海外中国学校试点建设). 2023. URL: http://m.jyb.cn/rmtzcg/xwy/wzxw/202311/t20231124_2111121889_wap.html (accessed 09.04.2024).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гулева М.А. Современные тенденции экспорта профессионального образования из Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):467–473. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-10

For citation: Guleva M.A. New trends of export of vocational education from China within «One Belt, One Road» initiative. Professional education in the modern world. 2024;14(3):467–473. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-10

Просмотров: 95

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)