Организационная культура личности профессионала: особенности современного содержания и формирования в условиях цифрового развития образовательной среды


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье исследуется проблема формирования организационной культуры личности с акцентом на становление личности профессионала в современных условиях развития общества.
Постановка задачи. Цель статьи – выявить особенности современного содержания и формирования организационной культуры личности профессионала в условиях цифрового развития образовательной среды.
Методика и методология исследования. Исследование содержания понятия «организационная культура личности профессионала» основано на анализе и обобщении научных работ, проблематизирующих вопросы формирования профессиональных качеств современной личности, оказывающих влияние на становление организационных составляющих ее культуры. Понятие организационной культуры рассматривается в ее общем содержании с акцентом на совокупность всех культурных ценностей, создаваемых организацией, определяемых историко-культурным контекстом развития общества в целом.
Результаты. На основе обобщения источников выявляются особенности содержания понятия «организационная культура личности профессионала». На основе исследования вопросов формирования организационной культуры личности профессионала в условиях современного развития цифровой образовательной среды отмечается, что в условиях современных проблем развития общества, его глобализации и цифровизации, вопросы организационного становления личности профессионала приобретают свою специфику. Подчеркива ется, что организационные начала формирования культуры в современных условиях напрямую связаны с развитостью различных форм сетевого взаимодействия в образовательной системе. Особо отмечается необходимость формирования мотивационной составляющей организационной культуры профессионала в современных условиях развития цифрового образовательного пространства.
Выводы. На становлении организационной культуры отдельной личности отражаются противоречия между вызовами интенсивно развивающейся цифровой среды в современных условиях развития профессионального образования и личностными ценностными установками профессионалов, при этом организационный компонент общей культуры личности называется одним из наиболее важных для формирования в системе подготовки профессионала. В итоге подчеркивается, что одной из важнейших особенностей является влияние компонентов цифровой культуры профессионала на составляющие его организационной культуры в процессе становления готовности личности к профессиональной деятельности.


Об авторах

Е. А. Пушкарева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Пушкарева Елена Александровна – доктор философских наук, профессор кафедры права и философии

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



И. Д. Кирякова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Кирякова Ирина Дмитриевна – ст. лаборант кафедры организации здравоохранения

630091, г. Новосибирск, Красный пр-т., 52



Ю. В. Пушкарев
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Пушкарев Юрий Викторович – кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Милованова Ю. В., Петренко Т. В. Современный подход к определению организационной культуры // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сб. ст. IX Междунар. науч.‑практ. конф., Пенза, 18–19 апр. 2022 г. Пенза, 2022. С. 113–116.

2. Черных С. И., Аллахам Я. С., Паршиков В. И. Образование как деструктор социального порядка // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 2. С. 81–101. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658–6762.2102.04.

3. Черных С. И. Образование как фиктивный капитал // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3400–3408. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200102.

4. Федорчук Ю. М., Морозов А. В. Стратегия развития образования: от международного уровня до уровня образовательной организации // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1, № 2. С. 73–81.

5. Шаламова Л. Ф., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 2. С. 111–135. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.06.

6. Hanelt A., Bohnsack R., Marz D., Marante C. A. A systematic review of the literature on digital transformation: insights and implications for strategy and organizational change // Journal of Management Studies. 2021. Vol. 58, no. 5. P. 1159–1197. DOI: https://doi.org/10.1111/joms.12639.

7. Латуха О. А. Оценка потенциала устойчивости развития организации // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 6. С. 142–159. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.08.

8. Сметанина М. Д. К вопросу о соотношении понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3. С. 63–69.

9. Хотинец В. Ю. Согласование характеристик национальной культуры с компонентами организационной культуры // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: материалы Пятой междунар. науч. конф., Смоленск, 27–28 мая 2016 г. Смоленск, 2016. Т. 1. С. 264–268.

10. Кочеткова А. И. Организационная культура и культура организации в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 206–210.

11. Кобозева Е. М., Кузнецов С. М. Предметно-содержательные взаимосвязи понятий «корпоративная культура»и «организационная культура»// Молодежь и системная модернизация страны: сб. науч. ст. 4‑й Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых, Курск, 21–22 мая 2019 г. Курск, 2019. Т. 2. С. 250–254.

12. Маршуба О. А. Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S13. С. 38–43.

13. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 7–21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.01.

14. Balve P., Ebert L. Ex post evaluation of a learning factory – competence development based on graduates feedback // Procedia Manufacturing. 2019. Vol. 31. Р. 8–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2019.03.002.

15. Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 2. С. 51–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.03.

16. Ряписов Н. А. Кадры системы общего образования: проблемы и пути решения // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 8–1. С. 73–75.

17. Бравве Ю. И., Шпикс Т. А., Кирш Я., Пушкарёва Е. А., Соколов С. В., Кирякова И. Д., Толстова К. С., Латуха О. А. Оценка эффективности Фабрики процессов в формировании профессионально значимых компетенций руководителей организации // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 5. С. 43–56. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.03.

18. Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: best and worst teachers // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 64. P. 43–51. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.019.

19. Гаркуша Н. С., Алексеева А. С., Асмолова Л. М. Цифровая культура руководителя образовательной организации: методологические подходы к исследованию // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 123–147. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.06.

20. Cattaneo A. A. P., Antonietti C., Rauseo M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors // Computers & Education. 2022. Vol. 176. Art. 104358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104358.

21. Хромова А. О., Бухтаярова Е. Ю., Климова А. А., Курносова М. А., Дружинина М. В. Исследование мотивационного, креативного, коммуникативного и организационного компонентов готовности будущих педагогов к использованию инновационных технологий // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 4. С. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.01.

22. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press, 2017. 756 p. DOI: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806.

23. Мазниченко М. А., Нескоромных Н. И., Садилова О. П., Бревнова С. В., Григоращенко-Алиева Н. М., Фоменко В. А. Выявление и поддержка одаренных детей средствами сетевого взаимодействия // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 2. С. 7–31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.01.

24. Новиков В. С., Гаджиева Е. Ю., Оруджова С. А. Формирование и развитие организационной культуры сетевых структур как инструмент управления эффективностью // Вестник Академии знаний. 2020. № 36. С. 172–177. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2304-6139-2020-00031.

25. Дьяков С. И. Мотивационно-ценностные конструкты самоорганизации личности в семантическом пространстве образования // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 75–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.05.

26. Klaeijsen A., Vermeulen M., Martens R. Teachers’ innovative behaviour: the importance of basic psychological need satisfaction, intrinsic motivation, and occupational self-efficacy // Scandinavian Journal of Educational Research. 2018. Vol. 62, no. 5. P. 769–782. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2017.1306803.

27. Баркова В. В., Семченко А. А., Савченков А. В., Мамылина Н. В. Специфические особенности самоидентификации обучающегося в сравнительно-сопоставительном контексте анализа социокультурных характеристик общества // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 1. С. 48–64. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.03.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пушкарева Е.А., Кирякова И.Д., Пушкарев Ю.В. Организационная культура личности профессионала: особенности современного содержания и формирования в условиях цифрового развития образовательной среды. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):420–428. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-6

For citation: Pushkareva E.A., Kiryakova I.D., Pushkarev Y.V. Organizational culture of professional’s personality: Features of modern content and formation in the context of digital development of the educational environment. Professional education in the modern world. 2024;14(3):420–428. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-6

Просмотров: 67

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)