Индийская философия как предтеча струнной теории сознания. Часть 2
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-4
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются формирование древней индийской философии, ее связь с сознанием. От зарождения она прошла долгий путь параллельно с философией Китая и Античной Греции. В то же время идеи некоторых ее направлений и школ отличаются рядом особенностей.
Постановка задачи. На примере философской школы Санкхья мы исследуем становление взглядов древних философов Индии на эволюцию Вселенной, природы и человека. Особое внимание уделяем концепции сознания.
Методика и методология исследования. В системе философии Санкхья мы выделяем основополагающие Пракрити и Пуруши, другие элементы являются дополнительными. Особое значение философы древности придавали трем вибрирующим гуннам: это «саттва», «раджас» и «тамас». Нами вскрываются функциональные связи между гунами. Их взаимодействие – равновесие или доминирование, которые определяют все разнообразие материальных и духовных процессов. Эволюция Вселенной в трактовке Санкхья близка к научной теории Большого взрыва. От воздействия стимула на бессознательный хаос развитие природы прослеживается посредством усложнения атомов. Результат эволюции человека есть появление у него производных сознания: интеллекта, ума и Я (Эго). Это позволяет глубже понять особенности поведения реальной личности. Йога дополняет Санкхья и дает возможность осуществлять трансформацию сознания в ряду состояний.
Результаты. Анализ удалось осуществить на малоизвестных в российской печати научных статьях и монографиях. Познание развивается по спирали. Через два с половиной тысячелетия от рождения гун появилась научная теория струн. Мы проводим некоторые аналогии между древнеиндийскими гунами и современной теорией струн. Обосновываем теорию сознания уже не квантовой теорией, а более глубокой теорией струн. Концепция сознания аргументируется в русле научной парадигмы Т. Куна. Ведущими являются идеи философа Д. Чалмерса и физика Дж. Уилера об информации.
Выводы. Таким образом, феномен сознания имеет кремниевую и биологическую основы. Авторы настаивают на применении смыслового понятия искусственного сознания вместо искусственного интеллекта. Следовательно, между сознанием человека и искусственным сознанием могут возникать опасные риски доминирования последнего.
Ключ. слова
Об авторах
Ю. Н. БелокопытовРоссия
Белокопытов Юрий Николаевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики социальной работы Юридического института
660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6
Г. В. Панасенко
Россия
Панасенко Галина Васильевна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и методики социальной работы Юридического института
660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6
Список литературы
1. Семенов А. Занимательная философия. Санкт-Петербург: Амфора, 2015. 447 с.
2. Гусев Д. А. Популярная философия. Москва: Прометей, 2015. 538 с.
3. Добрина Н. А. Мудрость Вед: универсальные знания для каждого. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 191 с.
4. Рамачарака Й. Философия, религия и эзотерические учения Индии. Москва: Старклайн, 2009. 320 с.
5. Ульциферов О. Г. Культура Индии (прошлое и настоящее). Москва: Нобель пресс, 2013. 686 с.
6. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Москва: Акад. проект; Гаудеамус, 2013. 365 с.
7. Саган К. Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого разума. Санкт-Петербург: Амфора, 2015. 265 с.
8. Томпсон М. Восточная философия. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 384 с.
9. Пахомов С. В. Введение, вступительная статья // Свет дхармы: антология традиц. индийской философии. Санкт-Петербург, 2013. С. 5–64.
10. Гриненко Г. В. История философии. Москва: Юрайт, 2015. 706 с.
11. История философии: от философии Древнего Востока до философии XXI века: учебник / под ред. В. В. Васильева [и др.]. Москва: ЛЕНАНД, 2014. 880 с.
12. Мюллер Ф. М. Шесть систем индийской философии. Москва: Акад. Проект; Альма Матер, 2009. 432 с.
13. Чаттопадхьяя Д. От санкхья до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. Москва: Сфера, 2003. 320 с.
14. Ревонсуо А. Психология сознания. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 336 с.
15. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии: сборник / под общ. ред. А. Ю. Агафонова. Самара: Бахрах-М, 2012. 192 с.
16. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. Москва; Ижевск: Ин-т компьютерных исслед., 2005. 688 с.
17. Чалмерс Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2013. 512 с.
18. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. Москва: МЕДИУМ, 1994. 256 с.
19. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Три беседы о метатеории сознания. (Краткое введение в учение виджнянавады) // Символ и сознание / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. Санкт-Петербург, 2011. С. 253–315.
20. Ефимова И. Я. Карл Густав Юнг и древнеиндийская философия сознания: компаративистский анализ. Москва: ЛЕНАНД, 2015. 240 с.
21. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? Москва: РИМИС, 2009. 176 с.
22. Цвибах Б. Начальный курс теории струн. Москва: URSS, 2011. 784 с.
23. Тегмарк М. Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта. Москва: АСТ: CORPUS, 2019. 560 с.
24. Линде А. Инфляция, квантовая космология и антропный принцип // Наука и предельная реальность: квантовая теория, космология и сложность. Москва; Ижевск, 2013. С. 373–399.
25. Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. Единая теория сознания или проекция теней вибрирующих струн // Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества. Ульяновск, 2022. Вып. 7. С. 19–109.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г.В. Индийская философия как предтеча струнной теории сознания. Часть 2. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):402–410. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-4
For citation: Belokopytov Y.N., Panasenko G.V. Indian philosophy as a precursor of the string theory of consciousness. Part 2. Professional education in the modern world. 2024;14(3):402–410. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-4
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.