Обоснование комплекса педагогических условий формирования профессионально-ориентированного иноязычного навыка IT-специалиста в среднем профессиональном образовании
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-14
Аннотация
Введение. В статье обосновываются актуальность и целесообразность выявления педагогических условий для формирования профессионально-ориентированного иноязычного навыка специалиста IT-отрасли в системе среднего профессионального образования. Постановка задачи. Исходя из опыта формирования иноязычных навыков специалиста среднего звена поставлена задача научно обосновать комплекс педагогических условий, необходимых для формирования профессионально-ориентированного иноязычного навыка, а также представить характеристику каждого педагогического условия. Методика и методология исследования. В числе основных методов исследования выступили методы анализа нормативно-правовых и отраслевых документов, а также научно-педагогических публикаций за последние 20 лет, размещенных в базах научной электронной библиотеки e-library. Результаты. Научная новизна и теоретическая значимость определены автором как совокупность педагогических условий, представленная для совершенствования теоретического и практического содержания формируемого иноязычного навыка. Выводы. Представленный комплекс педагогических условий способствует эффективному формированию профессионально-ориентированного иноязычного навыка IT-специалиста и может активно практиковаться в образовательных учреждениях среднего специального образования в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по образовательной программе 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Об авторе
Е. Л. БушуеваРоссия
Бушуева Елена Леонидовна – аспирант.
620143, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11Список литературы
1. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Ключевые аспекты развития среднего профессионального образования: монография / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. М.: Издательство «Дело» РАНХиГС, 2023. 342с.URL: https://lk-files.ranepa.ru/public/le0edf5e012af04bdc3e85cdab23b49c431d59836178850208cc1c5717d5ebbf05bd4da49c348f7914ce2a4f7a952b66ba19f95e84c6b4cae13cce11a33fa05d6 (дата обращения 19.02.2024).
2. Федоров В. А., Бушуева Е. Л. Актуализация иноязычной подготовки специалиста IT-индустрии в контексте современных требований // Среднее профессиональное образование. 2021. № 4. С. 17 – 24.
3. Федоров В. А., Бушуева Е. Л. Контекстно-ориентированный иноязычный навык в подготовке специалиста IT-отрасли в условиях СПО // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 2. С. 81 – 96.
4. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. Москва: Высш. шк., 1991. 223 с.
5. Аристова Е. А. Формирование фонетических и фонационных навыков иноязычной устной речевой деятельности у студентов неязыкового вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. А. Аристова. Пермь, 2005. 22 с.
6. Толстова Д. Н. Методика формирования аудитивных фонетических навыков иноязычной речи на основе использования мультимедийного комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук / Д. Н. Толстова. Нижний Новгород, 2013. 24 с.
7. Зудова Я. В. Дидактические основы развития способностей студентов неязыкового вуза к аудированию иноязычной речи: автореф. дис. … канд. пед. наук / Я. В. Зудова. Екатеринбург, 2005. 22 с.
8. Щукина И. В. Методика построения многоуровневой модели обучения аудированию: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. В. Щукина. Москва, 2009. – 21 с.
9. Коваленко М. П. Информационная основа речевой деятельности в формировании лексических навыков аудирования иноязычного монологического высказывания: автореф. дис. … канд. пед. наук / М. П. Толстова. Екатеринбург, 2003. 20 с.
10. Кручинина Г. А. Методика формирования иноязычных лексических навыков знаково-символическими средствами: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г. А. Кручинина. Нижний Новгород, 2014. 26 с.
11. Егорова С. П. Совершенствование лексических навыков говорения студентов неязыкового вуза: на материале английского языка: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. П. Егорова. Махачкала, 2006. 23 с.
12. Панова Т. М. Обучение иноязычной профессионально-ориентированной лексике студентов естественных факультетов на основе интегрированного курса: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. М. Панова. Санкт-Петербург, 2007. 23 с.
13. Аносова Н. Э. Технология формирования общенаучной иноязычной лексической компетенции студентов технического вуза: на материале английского языка: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Э. Аносова – Санкт-Петербург, 2009. 25 с.
14. Зыкова А. В. Методика расширения словарного запаса иноязычной лексики на основе индивидуальных стратегий обучения: на материале французского языка: автореф. дис. … канд. пед. наук / А. В. Зыкова. Москва, 2010. 25 с.
15. Смит Т. В. Формирование лексических навыков научной речи на английском языке у слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. В. Смит. Санкт-Петербург, 2008. 23 с.
16. Архипова Е. И. Формирование иноязычного лексикона специалиста в интегративном обучении иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. И. Архипова. Пермь, 2007. 21 с.
17. Шамов А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация: автореф. дис. … док. пед. наук / А. Н. Шамов. Тамбов, 2005. 49 с.
18. Лабашева Н. А. Проектирование профессионально-ориентированного обучения иноязычному речевому общению студентов юридических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. А. Лабашева. Краснодар, 2003. 21 с.
19. Митина М. В. Организация тестового контроля навыков иноязычного устно-речевого общения: автореф. дис. … канд. пед. наук / М. В. Митина. Нижний Новгород, 2005. 22 с.
20. Шишмолина Е. П. Обучение профессионально-ориентированному общению студентов неязыковых специальностей: на материале немецкого языка: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. П. Шишмолина. Санкт-Петербург, 2007. 24 с.
21. Ульянова Н. В. Обучение профессионально-ориентированному чтению специальных текстов при подготовке военных специалистов: английский язык: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Ульянова. Тула, 2010. 24 с.
22. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование: утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 09.12.2016 г № 1547. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-09-02-07-informacionnye-sistemy-i-programmirovanie-1547 (дата обращения: 01.02.2024 г.)
24. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. М. Н. Скаткина и В. В. Краевского. М., «Педагогика», 1978. 208 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Бушуева Е.Л. Обоснование комплекса педагогических условий формирования профессионально-ориентированного иноязычного навыка IT-специалиста в среднем профессиональном образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):319-327. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-14
For citation: Bushueva E.L. Substantiation of the complex of pedagogical conditions for the formation of a professionally-oriented foreign language skill of an IT-specialist in vocational education. Professional education in the modern world. 2024;14(2):319-327. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.