Преподавание правоведения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования неюридического профиля
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-11
Аннотация
Введение. В условиях модернизации образования особая роль отводится вопросам повышения качества подготовки специалистов. При этом формирование в рамках учебно-воспитательного процесса конкурентоспособной личности, ориентирующейся в современном мире, невозможно без овладения необходимым комплексом правовых знаний, умений и навыков. Вместе с тем следует отметить, что восприятие права студентами-юристами и студентами неюридических специальностей заметно отличается, надо учитывать особенности преподавания правовых дисциплин именно в неюридических образовательных учреждениях. Постановка задачи. Цель нашего исследования заключается в анализе особенностей процесса организации обучения студентов образовательных учреждениях высшего профессионального образования неюридического профиля правовым дисциплинам и выявлении сильных и слабых сторон этого педагогического процесса, влияющих на повышение качества обученности. «Правоведение» как учебная дисциплина для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки, «Правоведение и правоохранительная деятельность» отличается от классической учебной дисциплины «Правоведение» для неюридических направлений подготовки тем, что в данном курсе изучаются проблемы взаимосвязи права с другими науками в системе научного гуманитарного знания. Это обусловлено тем, что традиционно в курсе «Правоведение» делается обзор основных отраслей российского права (конституционного, гражданского, семейного, трудового и уголовного). Методика и методология исследования. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику всего педагогического процесса. Оно в отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и студента, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и студентов. Показано, что «педагогический процесс» представляют как систему из пяти элементов: 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.). Результаты. Изучаемая дисциплина дает обучающимся знания об основных понятиях и категориях права и государства, основных положениях отраслей российского права, прививает умение ориентироваться в законодательстве Российской Федерации, соотносить реальные жизненные события (юридические факты) с нормами права, знакомит с содержанием права и механизма государства, с основными правовыми системами современности, раскрывает содержание основных положений отраслей российского права и институтов российского государства, прививает умение правильно ориентироваться в законодательстве и давать правовую оценку событиям, имеющим юридическое значение. Раскрыто, что студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысления и понимания. Это возможно только при активном участии самих обучающихся в процессе обучения. Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя. Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема исследования носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать, что методика обучения юридическим дисциплинам студентов неюридического профиля вносит некие коррективы, в особенности необходимость в начале курса в базовых представлениях преподнести общетеоретические положения права как юридический факт, правовая норма, правоотношения и их содержание, ответственность и условия ее применения в различных отраслях права и т. д. Решение ситуационных задач способствует развитию у студентов инициативности, аналитических навыков, правильной идентификации интерпретируемых норм права, информации и повышает умения аргументированно обосновывать свои решения. Полученные знания помогут правильно действовать в соответствующих ситуациях, грамотно подходить к решению серьезных вопросов, не нуждаясь в помощи третьих лиц, что позволят в работе добиться серьезного опыта и широкого кругозора во всех областях знаний. Краеугольным камнем современной российской педагогики является представление о единстве взаимосвязи педагога и обучающегося, то есть необходимы взаимное понимание траекторий для дальнейшей деятельности и представление современных технологий образования в вышесказанном ключе, позволяющем вузам производить компетентные кадры.
Об авторах
А. Е. ШалимоваРоссия
Шалимова Анастасия Евгеньевна – бакалавр права, магистрант Инженерного института.
630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160А. С. Шалимов
Россия
Шалимов Андрей Сергеевич – бакалавр права, магистрант Инженерного института.
630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160Т. В. Сидорина
Россия
Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологий обучения, педагогики и психологии, НГАУ; профессор кафедры военной педагогики, НВИ войск национальной гвардии РФ.
630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, д. 160; 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, л. 6/2
Список литературы
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан//Российская газета. № 151. 14.07.2021. URL: https://e.lanbook.com/book/166429 (дата обращения: 03.09.2023).
2. Сологуб Н. Н. Правоведение: учебное пособие / Н. Н. Сологуб, Ю. В. Решеткина. Пенза: ПГАУ, 2022. 112 с.
3. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: учебник. М.: ВЛАДОС, 2022. 400 с.
4. Социально-педагогический словарь / Сост. Бурмистрова М. Н., Васильева Л. Л., Петрова Л. Ю., Кащеева А. В. и др.: Педагогика, 2018. 220 с.
5. Ронжина Н. В. Правоведение: учебное пособие / Н. В. Ронжина. Екатеринбург: РГППУ, 2020. URL: https://e.lanbook.com/book/332825 (дата обращения: 12.09.2023).
6. Абросимова Е. А. Правоведение: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неюридическим специальностям / ответственный редактор Б. И. Пугинский. М.: Юрайт, 2022. 479 с.
7. Балашов А. И. Правоведение: учебник по дисциплине «Правоведение» для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. М.а: Питер, 2018. 475 с.
8. Сидорина Т. В., Лаптева О. И., Никоненко Д. В., Парфенова И. Ю., Федотов Б. В. Социально-психологические проблемы формирования гражданской активности личности // В мире научных открытий, 2015. №11 – 5 (71). С. 1712 – 1721.
9. Ахметова И. Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека/ И. Ф. Ахметова. Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 2020. 96 с.
10. Толковый словарь / Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: Педагогика, 2021. 352 с.
11. Болонина С. В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: Автореф. … к.п.н. М., 2000. 45 с.
12. Кабакович Г. А., Хамитова Г. Ш. Модель правового образования и воспитания российской молодежи как способ решения социальной проблемы правового нигилизма // Вестн. Башкирского ун-та, 2012. Т.17. № 1].
13. Граф, В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов / В. Граф, И. Ильясов, В. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.
14. Исмаилова З. И. Методика как наука и педагогическая дисциплина в вузе. Сущностные характеристики и классификация методов обучения в вузе URL: https://ppt-online.org/476817.
15. Методика преподавания в высшей школе: Методич. указания к практическим занятиям для аспирантов / сост. А. Ф. Поломошнов. Персиановский: Донской ГАУ, 2021. 34 с.
16. Козлов С. С., Фофанова А. Ю., Правоведение: учебное пособие. – Мурманск: МАГУ, 2023. 146 с.
17. Шульга, Н. Е. Методика преподавания юридических дисциплин в вузе / Н. Е. Шульга. // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). С. 269 – 271.
18. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: учебник. М.: ВЛАДОС, 2022. 400 с.
19. Поддубняк А. А. Правоведение: актуальность преподавания в образовательных учреждениях высшего профессионального образования неюридического профиля // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки, 2015. № 1. с. 89 – 93.
20. Салаватова А. М. Современные проблемы образования: учебное пособие / А. М. Салаватова, Л. А. Ибрагимова. – Нижневартовск: НВГУ, 2022. URL: https://e.lanbook.com/book/296753 (дата обращения: 16.09.2023).
21. Гуськов Ю. А., Вульферт В. Я., Сидорина Т. В Руководящие образовательные документы о системе стандартизации образования в Российской Федерации // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза. Материалы межвуз. студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. 2020. С. 3 – 6.
22. Козлов С. С., Фофанова А. Ю., Правоведение: учебное пособие. Мурманск: МАГУ, 2023. 146 с.
23. Гуськов Ю. А., Вульферт В. Я., Сидорина Т. В. Профессиональная направленность педагога как фактор обеспечения качества обучения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2017. Т. 8. № 11 2. С. 107 – 111.
24. Макарова О. А. Гайфулина Н. Г. Качество преподавания в вузе глазами студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76 – 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-prepodavaniya-v-vuze-glazami-studentov (дата обращения: 19.09.2023).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шалимова А.Е., Шалимов А.С., Сидорина Т.В. Преподавание правоведения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования неюридического профиля. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):291-300. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-11
For citation: Shalimova A.Е., Shalimov A.S., Sidorina T.V. Teaching «Jurisprudence» in educational institutions of higher professional education of a non-legal profile. Professional education in the modern world. 2024;14(2):291-300. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-11
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.