Преподаватель и студент в социокультурной среде вуза: аспекты личностно-профессионального развития в диалоговом взаимодействии


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-8

Полный текст:




Аннотация

Введение. Актуализируется проблема совместного личностно-профессионального развития преподавателя и студента в социокультурной среде высшего учебного заведения (вуза). Ведущее условие такого развития – диалог (сотрудничество и сотворчество) в различных видах учебно-воспитательной активности (собственно учебной, исследовательской, коммуникативной и др.). Постановка задачи. Цель изыскания – изучить реальные возможности для равнопартнерского взаимодействия преподавателя и студента в специально организованном совместном решении задач личностно-профессионального развития в социокультурных условиях академической среды современного российского вуза. Методика и методология исследования. Проведено теоретико-методологическое обобщение проблемы исследования, включая анализ и интерпретацию результатов с опорой на работы зарубежных и отечественных авторов, а также на личный опыт и наработки авторов статьи. Задействованы методы теоретико-методологического и теоретико-прикладного спектра. Методологическими ориентирами выступили эволюционно-исторический и социально-экологический подходы, а также средовой подход образовании. Результаты. Раскрыта структура академической среды вуза как социокультурной среды и обозначена роль ее компонентов в совместном личностно-профессиональном развитии преподавателей и студентов; определено место и функции социокультурных средовых взаимодействий в совместном личностно-профессиональном развитии преподавателей и студентов; обоснован вклад преподавателя в вариатизацию средовых взаимодействий студентов в социокультурных условиях академической среды современного российского вуза. Выводы. Статья включает важные теоретические результаты, в том числе полученные ранее, в их современной интерпретации. Даны практические рекомендации для педагогов, где обращается внимание на компетенции преподавателя как воспитателя, активно включенного в разные формы социокультурных средовых взаимодействий со студентами.


Об авторах

А. В. Гагарин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Гагарин Александр Валерьевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук.

119571, Москва, проспект Вернадского, д. 82


Ю. М. Гришаева
Московский педагогический государственный университет
Россия

Гришаева Юлия Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии.

119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр 1


Н. Л. Аграпонова
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
Россия

Аграпонова Наталья Леонидовна – кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института электроэнергетики.

111250, Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Лефортово, ул. Красноказарменная, д. 14, стр. 1


Висам Нидал Мади
Московский педагогический государственный университет
Россия

Мади Висам Нидал – аспирант Института педагогики и психологии.

119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1


Список литературы

1. Grishaeva Yu. M., Glazachev S. N., Gagarin A. V., Spirin I. V., Wagner I. V. Digitalization of ecological education: trends and direction of development // IOP Conference Series: Material Science and Engineering. 2020. Vol. 940. Art. 012151. DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/940/1/012151.

2. Lancaster J. Improvements in education. New York, A. M. Kelley. 1968. 211 p.

3. Абрамова Ю. Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 130 – 137.

4. Гагарин А. В., Григорян Ф. Р., Соловьева Н. В. Воспитание в академической среде: интеграция традиций и инноваций. Москва: РУСАЙНС, 2022. 252 с.

5. Гришаева Ю. М., Гагарин А. В., Аграпонова Н. Л. Совершенствование профессионального образования в условиях когнитивной экономики // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, вып. 9. С. 1001 – 1007. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20230146.

6. Гришаева Ю. М., Гагарин А. В., Березина Т. И., Федорова Е. Н., Филатова О. П., Камалова Г. И. К вопросу о специфике педагогического взаимодействия в условиях цифровизации образования // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 105 – 122.

7. Гришаева Ю. М., Гагарин А. В., Глазачев С. Н., Буркина И. В., Вишневская К. В. Студенческая вовлеченность в цифровую образовательную среду в условиях модернизации системы образования // Педагогическая информатика. 2020. № 3. С. 109 – 124.

8. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства // Мир психологии. 2007. № 3. С. 105 – 110.

9. Ланкастер // Энциклопедический словарь / изд.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Санкт-Петербург, 1896. Т. 17. С. 331.

10. Ланкастер Джозеф // Большая российская энциклопедия: сайт. URL: https://old.bigenc.ru/education/text/2132301 (дата обращения: 19.02.2024).

11. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 4. С. 21 – 27.

12. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. Москва: Перспектива, 2011. 140 с.

13. Орлов А. А. Ланкастерские школы в России в начале XIX в. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 11 – 20.

14. Панов В. И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13 – 27.

15. Парсонс Т. О структуре социального действия. Москва: Акад. Проект, 2000. 880 с.

16. Панферова О. С. Акмеологическое взаимодействие субъектов в инклюзивной образовательной среде: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2013. 167 с.

17. Скляренко И. С. Ценности образования в системе взаимного обучения: к истории вопроса // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 8, вып. 1: Пространство и время образования. URL: http://www.j-spacetime.com/actual%20content/t8v1/2227-9490e-aprovr_e-ast8–1.2015.23.php (дата обращения: 19.02.2024).

18. Соловьев И. О. Акмеологическая среда развития современного российского студенчества. Воронеж: Науч. кн., 2006. 111 с.

19. Соловьев И. О. Развитие профессионала в акмеологической среде: дис. … д-ра психол. наук. Москва, 2011. 639 с.

20. Соловьева Н. В., Панферова О. С. Интегративные процессы в инклюзивной образовательной среде // Акмеология. 2011. № 1. С. 8 – 15.

21. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гагарин А.В., Гришаева Ю.М., Аграпонова Н.Л., Мади В.Н. Преподаватель и студент в социокультурной среде вуза: аспекты личностно-профессионального развития в диалоговом взаимодействии. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):259-269. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-8

For citation: Gagarin A.V., Grishaeva Y.M., Agraponova N.L., Madi V.N. Professor and student in the socio-cultural environment of a university: Aspects of personal and professional development in dialogue interaction. Professional education in the modern world. 2024;14(2):259-269. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-8

Просмотров: 125

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)