Проектирование инновационной модели содержания образования на традиционных ценностях народной культуры в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. Актуальность статьи определяется задачами сохранения ценностей народной культуры как источника социальных преобразований в нашем обществе для его стабильного функционирования и развития. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия содержания образования, основанного на ценностях народной культуры, включая структуру, учебные планы и программы, предметы и предметные циклы для разных уровней как школьного, так и дополнительного образования, а также их взаимодействие. Постановка задачи. Задачей работы является обоснование инновационной модели содержания образования – Школы народной культуры как ценностной во взаимодействии общего и дополнительного образования, а также проектирования ее компонентов для начального общего и среднего образования. Обосновывается этнокультурный образовательный стандарт для Школы народной культуры. Методика и методология исследования. Содержание образования, основанное на ценностях народной культуры, рассмотрено в контексте культурологического, аксиологического и системного подходов. Определяются критерии и принципы отбора содержания образования на традициях народной культуры, а также организационно-педагогические условия построения модели содержания образования. Результаты. Выявлены группы актуальных ценностей народной культуры: семьи, труда и общественного служения, входящие в данные уровни образования. Уточнено понятие содержания образования в народной культуре, определены дидактические факторы народной культуры, входящие в структуру модели содержания образования. Разработаны составные компоненты фундаментального ядра этнокультурного образовательного стандарта для Школ народной культуры. Выводы. Процесс формирования ценностных ориентаций на традициях народной культуры последовательно включает в себя: 1) введение обучающихся в мир традиционной культуры посредством создания в начальной школе классов народной культуры; 2) знакомство с особенностями народной культуры через создание творческих коллективов из обучающихся среднего звена школы; 3) включение старшеклассников посредством создания исследовательских групп в понимание философских основ народной культуры.


Об авторе

В. И. Байтуганов
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Байтуганов Владимир Иванович – старший преподаватель кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности.

630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28


Список литературы

1. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям. М.: Академия, 2008. 252 с.

2. Лазарев, В. С., Мартиросян Б. П. Введение в педагогическую инноватику. М.: Рос. акад. образования, 2004. 119 с.

3. Криони Н. К., Селиванов С. Г., Шарипов Ф. В. Инноватика и инновационные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Рос. новый ун-т, 2018. 294 с.

4. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

5. Золотарева, В. А. Модели взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования // Образование личности. 2014. N 3. С. 18 – 26.

6. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя [Электронный ресурс]. Самара: Изд. СамГПИ, 1994.

7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

8. Богуславский М. В., Занаев С. З. Педагогическая система Михаила Николаевича Скаткина: генезис и значение: монография [Электронный ресурс]. М., 2018. 258 с. URL: http://www.instrao.ru/images/Izdaniya/Pedagogicheskaia_sistema_Mikhaila_Nikolaevicha_Skatkina_genezis_i_znachenie.pdf (дата обращения: 9.03.2021).

9. Каптерев П. Ф. Культура и личность как факторы воспитания и познания. Ребенок и школа. Опыт плодотворного взаимодействия. М.: Амрита-Русь, 2017. 224 с.

10. Золотарева В. А. Модели взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования // Образование личности. 2014. N 3. С. 18 – 26.

11. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография [Электронный ресурс]. М.: МПГУ, 2016. 256 с. URL: https://klex.ru/s7t (дата обращения: 9.03.2021). Режим доступа: по подписке.

12. Шамова Т. И., Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М.: [б. и.], 2005. 200 с.

13. Щуркова Н. Е. Педагогические технологии: учеб. пособие для акад. бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 232 с.

14. Ушинский К. Д. Русская школа / сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2015. 688 с.

15. Гвоздецкий М. Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования: автореферат дис…. канд. пед. наук. Ярославль, 2011. 22 с.

16. Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества: учебник [Электронный ресурс]. 6-е, стер. изд. СПб.: Планета музыки, 2021. 160 с. URL: https://e.lanbook.com/book/160211 (дата обращения: 11.03.2021). Режим доступа: для авториз. пользователей.

17. Березина Т. И. Педагогическая культура русского сибирского крестьянства (1861 – 1917 гг.): монография. Новосибирск: НГПУ, 1998. 155 с.

18. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.

19. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2000. 176 с.

20. Новицкая М. Ю. От фольклорной школы к освоению традиционной отечественной культуры: программа введения детей в традиц. рус. культуру «Наследие» // Дошкольное воспитание. 1997. N 10. С. 10 – 15.

21. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. N 4. С. 35 – 44.

22. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973. 438 p.

23. Ядов В. А. [и др.] Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиц. концепция: [коллектив. монография]. 2-е, расш. изд. М.: [б. и.], 2013. 374 с.

24. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

25. Уман А. И. Современная интерпретация модели формирования содержания образования Краевского – Лернера // Методология научного исследования в педагогике: коллектив. монография / под ред. Р. С. Бозиева, В. К. Пичугиной, В. В. Серикова. М.: Планета, 2016. С. 120 – 128.

26. Байтуганов В. И. Философия культуры как современная парадигма обновления содержания школьного образования // Wyksztalcenie i Nauka bez granic – 2011: materialy VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji, Przemysl, 05 – 15 дек. 2011 г. Przemysl: Nauka i studia, 2011. С. 32 – 39.

27. Байтуганов В. И. Культуросообразность в содержании современного школьного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. N 6. С. 12 – 15.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Байтуганов В.И. Проектирование инновационной модели содержания образования на традиционных ценностях народной культуры в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):242-249. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-6

For citation: Baytuganov V.I. Designing innovative model of education content based on traditional values of folk culture in context of interaction of general and additional education. Professional education in the modern world. 2024;14(2):242-249. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-6

Просмотров: 117

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)