Цель образования как объект социально-философского изучения


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-4

Полный текст:




Аннотация

Введение. Представленное в статье исследование ориентировано на выявление наиболее значимых аспектов проблематики целей образования. Рассматриваются существующие способы понимания целей образования, делаются выводы относительно их отличительных особенностей. Показана связь проблематики цели образования с другими аспектами философской рефлексии образования: вопросами об определении образования и критериях оценки образовательных результатов. Постановка задачи. В работе ставится задача обобщения современных социально-философских представлений о целях образования. Авторы придерживаются позиции, согласно которой возникновение, изменение, функционирование целей образования преимущественно детерминируются социальными факторами. Методика и методология исследования. В ходе осуществления исследования использовались методы содержательного и сравнительного анализа отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблематике целей образования. Результаты исследования. Освещаются значимые вехи развития осмысления проблематики целей образования в социально-философском ключе. Рассматривается содержание нормативного подхода к пониманию целей образования, развитого Р.С. Питерсом, а также связи его концепции цели образования с пониманием образования как инициации. Анализируются новшества функционалистского подхода к пониманию целей образования. Показана значимость разграничения типов целей, фигурирующих в образовательном контексте. Воспроизводятся некоторые из позиций, касающихся обусловливания целей образования влиянием иных социальных институтов: политических, экономических. Выводы. Авторы склоняются к представлению о многомерности цели образования, ее комплексности. Ими подчеркивается ограниченность бинарных классификаций образовательных целей. Рассмотрение с таких позиций позволяет заключить, что вопрос о целях образования является одним из приоритетных для социально-философской рефлексии образовательной реальности.


Об авторах

Д. В. Рахинский
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого; Красноярский государственный аграрный университет; Сибирский федеральный университет
Россия

Рахинский Дмитрий Владимирович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ; профессор кафедры гражданского права и процесса, КрасГАУ.

660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; 660049, Красноярск, пр. Мира, д. 90



Г. В. Панасенко
Сибирский федеральный университет
Россия

Панасенко Галина Васильевна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и методики социальной работы Юридического института.

660075, Красноярск, ул. Маерчака, д. 6


В. В. Минеев
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Россия

Минеев Валерий Валерьевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии, экономики и права.

660049, Красноярск, ул. Лады Лебедевой, д. 89


С. П. Штумпф
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Россия

Штумпф Светлана Петровна – доктор философских наук, профессор кафедры философии, экономики и права.

660049, Красноярск, ул. Лады Лебедевой, д. 89


А. Г. Михайличенко
Красноярский краевой центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием
Россия

Михайличенко Александр Геннадьевич – заведующий хирургическим отделением.

660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3ж


Список литературы

1. Гуревич П. С. Философия образования: теория и практика // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 31 – 38.

2. Шурухина Т. Н. Новая философия образования: попытка осмысления педагогической реальности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 2. С. 48 – 50.

3. Ретюнских Л. Т. Образование как мышление, или Место философии в системе образования // Философские науки. 2023. Т. 66, № 1. С. 24 – 50.

4. Розин В. М. Философия образования: этюды-исследования. Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007. 576 с.

5. Семечко Е. Е. Философия образования: исходные понятия и проблемы // Вестник евразийской науки. 2015. № 2. С. 1 – 10.

6. Hirst P. H. The nature of educational aims // The aims of education. London; New York: Routledge, 1999. P. 124 – 132.

7. Gingell J., Winch C. Philosophy of education: the key concepts. London; New York: Routledge, 2008. 272 p.

8. Петров В. В. Формирование образовательного запроса в условиях капитализации знаний // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 3. С. 1981 – 1989.

9. Петров М. А. Проблема субъектов в глобальном образовании: особенности взаимоотношений в контексте новейших информационных технологий // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, №. 3. С. 2909 – 2919.

10. Whitehead A. N. The aims of education // Daedalus. 1955. Vol. 88, no. 1. P. 192 – 205.

11. Peters R. S. The philosophy of education // The study of education. London: Routledge & Kegan Paul, 1966. P. 1 – 23.

12. Peters R. S. Education and the education of teachers. London; New York: Routledge, 1977. 208 p.

13. Peters R. S. Ethics and education. London: George Allen and Unwin, 1970. 333 p.

14. Cotter R. Peters’ concept of «education as initiation»: communitarian or individualist? // Educational Philosophy and Theory. 2013. Vol. 45, no. 2. P. 171 – 181.

15. Sockett H. Curriculum aims and objectives: taking a means to an end // Proceedings of the Philosophy of Education Society of Great Britain. 1972. Vol. 6, no. 1. P. 30 – 61.

16. Kelly A. V. The curriculum: theory and practice // London: Chapman, 1989. 320 p.

17. Biesta G. What is education for? On good education, teacher judgement, and educational professionalism // European Journal of Education. 2015. Vol. 50, no. 1. P. 75 – 87.

18. Carr D. Making sense of education. An introduction to the philosophy and theory of education and teaching. London; New York: Routledge, 2003. 312 p.

19. Moore T. W. Philosophy of education: an introduction. London; New York: Routledge, 2010. 76 p.

20. Nunn T. P. Education: its data and first principles. London: Edward Arnold & Co., 1920. 260 p.

21. White J. The aims of education restated. London, Boston: Routledge & Kegan Paul, 2010. 192 p.

22. Яковлева Н. Г. Противоречия образования XXI века: взгляд сквозь призму марксистской методологии // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. 2018. № 6. С. 45 – 62.

23. Winch C. Autonomy as an educational aim // The aims of education. London, New York: Routledge, 1999. P. 74 – 84.

24. Edgley R. Education, work and politics // Journal of Philosophy of Education. 1980. Vol. 14, no. 1. P. 3 – 16.

25. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. Т. 5, № 1. С. 17 – 26.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рахинский Д.В., Панасенко Г.В., Минеев В.В., Штумпф С.П., Михайличенко А.Г. Цель образования как объект социально-философского изучения. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):222-231. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-4

For citation: Rakhinsky D.V., Panasenko G.V., Mineev V.V., Shtumpf S.P., Mikhailichenko A.G. The aim of education as an object of socio-philosophical research. Professional education in the modern world. 2024;14(2):222-231. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-4

Просмотров: 99

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)