Трудности формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-17
Аннотация
Введение. Трудности формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности (самоопределения) обучающихся с ОВЗ являются одними из ведущих проблемных сфер в обеспечении качества образования. Обобщенная модель трудностей, включая попытки интегративной типологии трудностей формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья – важная, актуальная научная задача современных социальной психологии и педагогической психологии. Постановка задачи. В современной науке и практике поставлены и решаются задачи изучения трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, однако нет их системного изучения, интегративной модели. Цель исследования – анализ трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования – системный подход к осмыслению трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Основной метод исследования – теоретический анализ специфики трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Результаты. Некоторые личностные, межличностные, учебный и профессиональные компетенции и идентичность у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нередко сформированы и развиты не в полной мере (им труднее порой заявлять о своих нуждах или самораскрываться, оценивать свою и чужую активность, нести и возлагать ответственность / есть деформации локуса контроля, труднее представлять себя, самопрезентоваться), им труднее самоопределяться и идентифицироваться. Отмечается важность трансформации образовательной среды в соответствии с меняющимися возможностями ученика с ограниченными возможностями здоровья, а также система поддержки развития студентов с ограниченными возможностями здоровья: поддержка семьи, однокурсников сверстников, педагогов, тьюторов и иных ассистентов-помощников, в том числе академических служб сопровождения Выводы. На основании выполненного исследования автору удалось выделить ряд основных, типичных трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и мер их преодоления.
Об авторе
С. В. КоптяеваРоссия
Коптяева Светлана Владимировна – магистр психолого-педагогического образования, специалист (социальный педагог и психолог), соискатель ученой степени кандидата психологических наук.
248023, Калуга, ул. Разина, д. 212/48Список литературы
1. Тихомандрицкая О. А., Рикель А. М. Социально-психологические факторы успешности карьеры // Психологические исследования. 2010. № 2. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/931 (дата обращения: 19.10.2023).
2. Махрина Е. А., Нестеренко О. В. Карьерная ориентация и проблемы адаптации студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013. Спецвып. С. 145 – 151.
3. Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, № 1. С. 6 – 15.
4. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and a review of research // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18, no. 3. P. 341 – 358.
5. Антонова В. К. Концепты социальной инклюзии и эксклюзии в глобальном обществе: дрейф по социальным институтам, акторам и практикам // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11, № 2. С. 151 – 170.
6. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты / науч. ред. К. В. Патырбаева. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2012. 250 с.
7. Лубовский В. И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. № 5. С. 61 – 66. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/Lubovskiy (дата обращения: 19.10.2023).
8. Арпентьева М. Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 252 с.
9. Калашникова С. А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личности в особых условиях // Гуманитарный вектор. 2013. № 1. С. 172 – 179.
10. Колесников В. Н., Румянцева A. В. Психологическое благополучие студентов // Мир педагогики и психологии. 2016. № 4. С. 77 – 86.
11. Dvir N. Does physical disability affect the construction of professional identity? Narratives of student teachers with physical disabilities // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 52. Р. 56 – 65.
12. Мещерякова Н. Н., Роготнева Е. Н. Социальная и психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе профессионального образования: опыт социологических исследований // Вестник науки Сибири. 2018. № 4. С. 25 – 43.
13. Sukhai M.A., Mohler C. E. Creating a culture of accessibility in the sciences. London: Academic Press, 2016. 348 p.
14. Frederickson N. L., Furnham A. F. The long-term stability of sociometric status classification: a longitudinal study of included pupils who have moderate learning difficulties and their mainstream peers // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2001. Vol. 42, no. 5. P. 581 – 592.
15. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов) // Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие. Ижевск, 2009. С. 4 – 11.
16. Скрябина Д. Ю. Особенности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Среднее профессиональное образование. 2021. № 5. С. 42 – 47.
17. Тимченко И. В. Профессиональное развитие студентов с ОВЗ в предметном поле современных педагогических исследований // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 – 4. С. 258 – 261.
18. Виноградова Н. И., Кохан С. Т. Становление социального интеллекта студентов-инвалидов как фактора развития психологического реабилитационного потенциала профессионализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. № 4. С. 59 – 66.
19. Krisher H., Zipora S. Factors in the adjustment and academic achievement of college students with learning disabilities in Israel // International Research in Higher Education. 2016. Vol. 1, no. 1. P. 125 – 135. DOI: https://doi.org/10.5430/irhe.v1n1p125.
20. Shamionov R. M., Grigoryeva M. V., Grinina E. S., Sozonnik A. V. Characteristics of academic adaptation and subjective well-being in university students with chronic diseases // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020. Vol. 10, no. 3. P. 816 – 831.
21. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Концептуальные подходы к дефиниции понятия «личностное самоопределение» в контексте инклюзивного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 5. С. 129 – 137. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-5-129-137.
22. Пряжникова Е. Ю., Чистовский Д. И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 4. С. 81 – 91.
23. Симатова О. Б. Особенности профессиональной направленности студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12, № 4. Ст. 20. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24856 (дата обращения: 19.10.2023).
24. Холл Д., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 1. С. 115 – 126.
25. Бонкало Т. И., Плеханова Е. В., Бакулина Е. Д., Вакуленко А. Н. Механизмы профессионально-идентификационных деструкций у студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения в вузе // Фарматека. 2022. Т. 29, № 11/12. С. 136 – 140.
26. Владимиров Н. М., Доровских И. Г., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Нейрообразование и проблемы субъектности инклюзии // Специальное образование. 2022. № 1. С. 162 – 175.
27. Strnadová I., Hájková V., Kvetoñová L. Voices of university students with disabilities: inclusive education on the tertiary level – a reality or a distant dream? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, no. 10. P. 1080 – 1095. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2015.1037868.
28. Кузьмичева Т. В., Морозова Д. А. Развитие человеческого потенциала студентов с инвалидностью в университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 12. С. 48 – 58. DOI: https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-11074.
29. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. C. 71 – 80.
30. Berggren U. J., Rowan D., Bergbäck E., Blomberg B. Disabled students’ experiences of higher education in Sweden, the Czech Republic, and the United States – a comparative institutional analysis // Disability & Society. 2016. Vol. 31, no. 3. P. 339 – 356. DOI: https://doi.org/10.1080/09687599.2016.1174103.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Коптяева С.В. Трудности формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):344-352. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-17
For citation: Koptyaeva S.V. Difficulties in forming and developing the identity of students with disabilities. Professional education in the modern world. 2024;14(2):344-352. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-17
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.