Психологическое благополучие студентов и направления психологического сопровождения образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-17

Полный текст:




Аннотация

Введение. Специфика работы университетских служб психологического сопровождения образования связана с помощью молодым и взрослым людям, включенным в образовательные отношения, с целью решения возникающих в связи с психологическим неблагополучием или обеспечением психологического благополучия задач.

Постановка задачи. Цель исследования − анализ актуальных проблем сохранения и укрепления психологического благополучия современных студентов университетов в контексте различных направлений психологического сопровождения образовательного процесса.

Методика и методология исследования. Метод исследования − теоретический анализ актуальных проблем обеспечения психологического благополучия студентов средствами психологического сопровождения образования. Методологическую основу исследования составил системный подход к осмыслению проблем обеспечения психологического благополучия студентов средствами психологического сопровождения образования.

Результаты. Проблемы общего психологического неблагополучия выступают одними из наиболее значимых для обеспечения качества образования. Современные концепции, теории, модели благополучия разнонаправлены и многообразны. В разных теориях, предлагаемых ими моделях психологического благополучия, методиках диагностики и программах работы предлагаются различные показатели благополучия. Психологическое благополучие/неблагополучие рассматривается как фактор устойчивости/ уязвимости психики к дестабилизирующим психику, в том числе патологизирующим, факторам, к которым в первую очередь относят стрессы и травмы психологически, социально и телесно-физически опасной среды жизнедеятельности человека. При этом такие аспекты психологического благополучия, как творческий настрой и открытость новому опыту, вера в себя и доверие к миру, принятие себя и мира, стремление к развитию блокируют реакции психопатологизации и выступают в качестве цели профилактической и коррекционно-развивающей психологической поддержки. Университет как институт социализации при отсутствии поддержки со стороны системы образования в целом и ее отдельных специалистов и службы в частности становится еще одним источником неблагополучия. Перечень требований к специалистам увеличивается, а надежды на успех уменьшаются, возникают выгорание и попытки отказа, игнорирования развития и реальности, они становятся слишком затратными, трудными. Это провоцирует как индивидуальные, так и массовые уходы типа «великого увольнения», многие студенты и даже аспиранты не заканчивают образования в результате ощущения себя некомпетентным как одного из последствий выученной беспомощности. Недостаточно часто отмечается важность фундаментального изменения системы управления образовательными отношениями, потоком задач с построением реестров направлений, процедур, методик, включая более или менее специализированные программы психологического сопровождения образования, подстраиваемые под особенности ситуации клиентов системы упражнений, комплексы заданий в контексте тренингов, курсов (само) обучения, консультаций, медиаций и т. д.

Выводы. На разных этапах своего развития, в том числе в контексте получения высшего (профессионального) образования, залогом результативности психологического сопровождения образовательного процесса является целенаправленная, системная, своевременная и последовательно организованная психологическая работа со студентами и иными субъектами образования в направлении предотвращения и разрешения проблем конфликтов и кризисов личностного, межличностного и учебно-профессионального становления и развития. Это предполагает выделение ведущих направлений и применение совокупности мер и программ, изменяющих образовательный процесс в университете на уровне задач обучения и воспитания, в том числе (пере) подготовки специалистов служб сопровождения, готовых и способных к успешной командной (междисциплинарной) работе, включая условия макросоциальных кризисов, пандемии, военные действия, ЧС и катастрофы.


Об авторах

Т. Л. Худякова
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

Худякова Татьяна Леонидовна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии гуманитарного факультета

394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86



Г. В. Валеева
Высшая школа физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Россия

Валеева Галина Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры валеологии и биомедицинских дисциплин

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 69



П. Сераджи
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

Сераджи Париа – аспирантка, направление подготовки «Педагогическая психология», кафедра практической психологии гуманитарного факультета 

394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86



М. Р. Арпентьева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга, факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49



Список литературы

1. Академическое психологическое консультирование :психологическое сопровождение образования/ под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтаспера паблишинг, 2019. 230 c.

2. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2002. 220 с.

3. Бородовицына Т. О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. Ст. 45PSMN420.

4. Григоренко Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. № 2. С. 98 – 105.

5. Самохвалова А. Г., Шипова Н. С., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 29 – 48. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300103.

6. Krause N., Pargament K. I., Hill P. C., Ironson G. Humility, stressful life events, and psychological well-being: findings from the landmark spirituality and health survey // The Journal of Positive Psychology. 2016. Vol. 11, iss. 5. P. 499 – 510. https://doi.org/10.1080/17439760.2015.1127991.

7. Спиваковская А. С. Фрагменты беатотерапии. Москва: Беато-Пресс, 2010. 208 с.

8. Худякова Т. Л., Клепач Ю. В., Бородовицына Т. О. Особенности развития Я-концепции студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 3. C. 76 – 79.

9. Мотаев А. Задачи чудесные, или Козырная «ТУЗ» Мотаева. Екатеринбург, 2022. 300 с.

10. Bennis W. G., Nanus B. Leaders: the strategies for taking charge. New York: Harper & Row, 1985. 244 p.

11. Ито Д., Хоуи Д. Сдвиг. Как выжить в стремительном будущем. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 343 с.

12. Шармер О. Основы теории U: главные принципы и применение на практике. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 230 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Худякова Т.Л., Валеева Г.В., Сераджи П., Арпентьева М.Р. Психологическое благополучие студентов и направления психологического сопровождения образования. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):146-154. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-17

For citation: Khudyakova T.L., Valeeva G.V., Seraji P., Arpentieva M.R. Psychological well-being of students and directions of psychological support of education. Professional education in the modern world. 2024;14(1):146-154. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-17

Просмотров: 241

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)