Нормативный и нарративный подходы в среднем медицинском образовании
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-5
Аннотация
Ведение. В современном обществе развитие медицины − одно из наиболее приоритетных и динамичных направлений. Важная роль отводится повышению качества медицинского образования. Приоритет – в подготовке средних медицинских работников, в обучении которых используются традиционные элементы (нормативный подход) и тенденции развития современной медицины (нарративный подход).
Постановка задачи. Цель − анализ применения нормативного и нарративного подходов в среднем медицинском образовании. Задачи: 1) охарактеризовать применение нормативного подхода в среднем медицинском образовании; 2) раскрыть особенности нарративного подхода в среднем медицинском образовании.
Методика и методология исследования: обзор статей и публикаций, анализ авторских позиций, личный опыт преподавания.
Результаты. Нормативный подход: 1) вступительные испытания; 2) практическая деятельность; 3) математизация здоровья; 4) нормативные документы; 5) опора на диагностику; 6) использование алгоритмов; 7) ориентация на нормативы. Нарративный подход: 1) волонтерство; 2) воспитательная работа; 3) медицинская этика; 4) биоэтика.
Выводы. Нарративный подход в российском среднем медицинском образовании интегрирован недостаточно, но при этом имеет существенный потенциал для развития.
Об авторе
Д. B. БебякинРоссия
Бебякин Данила Валерьевич – преподаватель
г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д. 7
Список литературы
1. Юсупов Ф. А., Юлдашев А. А. Биомаркеры нейродегенеративных заболеваний // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 9. С. 341–353.
2. Пономарев В. В. Аутоиммунные заболевания в неврологии. Минск: Беларус. навука, 2010. 259 с.
3. Асфандиярова Н. С. Множественные хронические заболевания // Клиническая геронтология. 2018. Т. 24, № 3/4. С. 58–64.
4. Новокрещенова И. Г., Чунакова В. В. Роль среднего медицинского персонала в развитии первичной медико-санитарной помощи // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. Т. 4, № 10. С. 1068–1071.
5. Турзин П. С., Ходырева Л. А., Дударева А. А. Динамика соотношения численности «врач – средний медицинский персонал» // Экспериментальная и клиническая урология. 2020. № 1. С. 22–27.
6. Новокрещенова И. Г., Чунакова В. В., Семикина Н. А., Новокрещенов И. В. Роль среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи населению пожилого и старческого возраста // Клиническая геронтология. 2017. Т. 23, № 3/4. С. 8–12.
7. Алексеева Е. Е., Новокрещенова И. Г., Чунакова В. В. Региональная система подготовки среднего медицинского персонала и основные направления ее совершенствования // Саратовский научно-медицинский журнал. 2015. Т. 11, № 2. С. 87–93.
8. Frank A. W. The wounded storyteller: body, illness, and ethics. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2013. 282 p.
9. Chickering A. W., Gamson Z. F. Seven principles for good practice in undergraduate education // AAHE Bulletin. 1987. Vol. 39, no. 7. P. 3–7.
10. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Чумакова Л. А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7, № 1. С. 73–76.
11. Готлиб А. С. Нарративная медицина глазами российских врачей: попытка эмпирического анализа // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 5. С. 64–70.
12. Лехциер В. Л. Раненый рассказчик: на пути к нарративной медицине // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 5. С. 6–14.
13. Giubilini A., Milnes S., Savulescu J. The medical ethics curriculum in medical schools: present and future // The Journal of Clinical Ethics. 2016. Vol. 27, no. 2. P. 129–145. DOI: https://doi.org/10.1086/JCE2016272129.
14. Daryazadeh S. Application of narrative in medical ethics // Journal of Medical Ethics and History of Medicine. 2019. Vol. 12. Art. 13. https://doi.org/10.18502/jmehm.v12i13.1642.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Бебякин Д.B. Нормативный и нарративный подходы в среднем медицинском образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):35-41. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-5
For citation: Bebyakin D.V. Normative and narrative approach in secondary medical education. Professional education in the modern world. 2024;14(1):35-41. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-5
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.