Взаимосвязь карьерных ориентаций, жизненных стремлений и ценностей студентов среднего профессионального образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-21
Аннотация
Введение. Ценностно-мотивационные ориентиры играют важную роль в формировании карьерного самоопределения студентов. В настоящее время происходят значительные изменения в ценностных ориентациях и мотивах молодых людей, поэтому исследование взаимосвязи ценностно-мотивационных характеристик с карьерными ориентациями становится особенно актуальным.
Постановка задачи. Цель исследования – выявить взаимосвязи карьерных ориентаций, жизненных стремлений (мотивов) и ценностей студентов среднего профессионального образования.
Методика и методология исследования. Для достижения этой цели использовались методика «Якоря карьеры» (разработана Э. Шейн), методика «Индекс стремлений» (разработана Э. Деси и Р. Райан) и методика ценностных ориентаций (разработана Ш. Шварц). В качестве респондентов в исследовании принимали участие студенты учреждений среднего профессионального образования Красноярска.
Результаты показали, что наиболее значимыми карьерными ориентациями для респондентов являются «Автономия», «Интеграция стилей жизни» и «Служение». К менее выраженным карьерным ориентациям молодые люди относят «Стабильность места жительства и работы». У молодых людей преобладают внутренние стремления (мотивы), связанные с отношениями, здоровьем и личностным ростом. Высокую значимость для респондентов представляют ценности гедонизма, самостоятельности и достижения. К ценностям более низкой значимости студенты отнесли конформность, власть и традиции.
Выводы. В результате исследования выявлены ведущие карьерные ориентации, первостепенные жизненные стремления (мотивы) и наиболее значимые ценности для студентов среднего профессионального образования, также определены значимые взаимосвязи между этими характеристиками.
Об авторе
О. А. БерзинаРоссия
Берзина Ольга Анатольевна – аспирант
660 037, г. Красноярск, проспект Мира, 82
Список литературы
1. Киютина И. И., Якубенко Е. Н., Алексютина О. А., Алешин Е. А., Левичева Е. В. Влияние самоэффективности на выраженность карьерных ориентаций будущих специалистов // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8. С. 461–466. DOI: 10.34835/issn.2308–1961.2022.8.p461–467.
2. Могилёвкин Е. А., Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 61–78.
3. Лукьянченко Н. В. Карьерные ориентации и Я-центрированные характеристики личности будущих специалистов-гуманитариев // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, №1. C. 40–51. https://doi.org/10.17759/pse.2023280102.
4. Пучкова Е. Б., Темнова Л. В., Сорокоумова Е. А., Курносова М. Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. C. 27–36. DOI: 10.17759/pse.2019240503.
5. Котельникова Ю. А. Жизненные стремления как личностный конструкт. Методика диагностики. b17.ru: сайт. 05.10.2013. URL: http://www.b17.ru/article/14186/ (дата обращения: 21.10.2023).
6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 70 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Берзина О.А. Взаимосвязь карьерных ориентаций, жизненных стремлений и ценностей студентов среднего профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):796-800. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-21
For citation: Berzina O.A. Interrelation of career orientations, life strivings and values of students of secondary vocational education. Professional education in the modern world. 2023;13(4):796-800. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-21
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.