THE MAIN STRATEGIC TRENDS IN INTEGRATIVE EDUCATIONAL SCIENCE

Full Text:




Abstract

Contemporary Russian socio-humanistic cognition is experiencing an active process of foundation the integrative science of education, which complies with general laws of integration and differentiation of scientific knowledge. The phenomenon of education includes issues transformed in different historic contexts, while conforming to their specific space and time. The problem of interaction between education and culture in a wider context both prevails over and determines the strategic trends of developing the integrative science of education. The most general principle of interaction between education and culture can be defined as follows: the system of education and culture have to conform to each other. The information revolution has fueled a new type of sociocultural organization - a culture of information society. The research is aimed at explicating the main aspects of interaction between education and culture that determine the strategic trends of developing the integrative science of education. The article reviews the role of philosophy of education in the integrative science of education and provides the detailed analysis of the following trends in the integrative science of education: - the problem of shaping and rendering the cultural and spiritual values; - changes in sociocultural environment and the problem of preserving a personality; - the problem of daily awareness development; - the problem of philosophy of education foundation; - development of compensatory mechanism in carrying out variative and level-based education; - development of pedagogical experiment theory. The paper makes conclusion that these strategic trends surround the primary attractor which is the problem of forming new human being mentality, who is able to communicate volitionally in the information society and be preserved as a personality either. In this context, the problem of keeping and rendering the value core of Russian education that preserves a personality and ensures further progressive development of modern Russia is the major challenge of integrative science of education.

About the Author

T. A. Artashkina
Far-Eastern Federal University
Russian Federation


References

1. Хуторской А. В. Наличие разных смыслов образования - условие его человекосообразности: тезисы доклада на VII Международных Лихачевских научных чтениях 24-25 мая 2007 года в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - URL: http://www.khutorskoy.ru/be/2007/0525/khutorskoy.htm (дата обращения: 27.10.2014).

2. Степашко Л. А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учеб.пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008.

3. Конев В. А. Человек в мире культуры: (Культура, человек, образование): пособие по спецкурсу / Самар. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара, 2000.

4. Арташкина Т. А. Образование в контексте культуры: Социокультурный механизм взаимодействия. - PalmariumAcademicPublishing, Germany, 2012.

5. Арташкина Т. А. Особенности взаимодействия института образования и культуры: монография. - Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2013.

6. Философия образования. Круглый стол сектора методологии междисциплинарных исследований человека Института философии РАН и журнала «Человек» // Человек. - 2010. - № 5. - С. 37-46.

7. Егорова Л. Н. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа: дис. … канд. филос. наук. - М., 1992.

8. Бочаров М. П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования: автореф. дис. … канд. филос. наук. - М., 1992.

9. Синячкин В. П. Общечеловеческие ценности в русской культуре: лингвокультурологический анализ: автореф. дис. … докт. филол. наук. - М., 2011.

10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовой портал. - URL: http://base.garant.ru/2540800/ (дата обращения: 30.04.2014).

11. Европейские ценности: Что такое «европейские ценности» и кто в России их разделяет [Электронный ресурс]// Фонд «Общественное мнение». - URL: http://fom.ru/Mir/11422 (дата обращения: 23.04.2014).

12. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2003.

13. Батурин В. К. Философия аксиологии образования: часть первая // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 8. - С. 14-19.

14. Батурин В. К. Философия аксиологии образования: часть вторая // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 9. - С. 30-35.

15. Батурин В. К. Философия аксиологии образования: часть третья // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 10. - С. 20-22.

16. Ефименко В. Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. - М.: Педагогика, 1976.

17. Ефименко В. Ф. Физическая картина мира и мировоззрение. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.

18. Золотухина-Аболина Е. Постмодернизм = распад сознания? // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4. - С. 185-192.

19. Яковлев Л. С. Свобода: в начале будет слово (виртуализация концепта свободы в современных обществах) [Электронный ресурс]// IV Российский культурологический конгресс с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 29-31 октября 2013 года. Тезисы и выступления участников. - СПб: Эйдос, 2013. - URL: http://culturalnet.ru/main/congress4 (дата обращения: 08.07.2013).

20. Креативное пространство культуры: материалы молодежной секции Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» / отв. редактор А. В. Ляшко. - СПб.: Эйдос, 2012.

21. Антропология творческой субъективности и креативности: коллективная монография / отв. редактор О. К. Румянцев. - СПб.: Эйдос, 2013.

22. Творческая личность: субъект и объект культуросообразной деятельности: коллективная монография / отв. редакторы Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина, М. И. Марчук. - СПб.: Эйдос, 2013.

23. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 2 / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

24. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

25. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

26. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2003.

27. Педагогика: учебник для студентов пед. учеб.заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое об-во России, 2008.

28. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика: пособие для сдачи экзамена. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

29. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему: учеб.пособие / под ред. В. В. Целищева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012.

30. Наши дети способны на большее: член комиссии Общественной палаты по образованию Ефим Рачевский о школе и проекте закона «Об образовании» [Электронный ресурс] // Газета.ru. - 2011. - 18 января. - URL: http://www.gazeta.ru/comments/2011/01/18_x_3494786.shtml (дата обращения: 31.07.2011).

31. Моральный кодекс исследователя и нравственные основания научно-педагогической деятельности: материалы «круглого стола» // Высшее образование в России. - 2012. - № 2. - С. 25-48.

32. Моральный кодекс исследователя и нравственные основания научно-педагогической деятельности: материалы «круглого стола» // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 41-62.

33. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.

34. Федотова Г. А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учеб.пособие / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.

35. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии / под ред. В. М. Полонского. - М.: ИТИП, 2006.

36. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс / А. В. Ящук; Томский гос. пед. ун-т. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009.


Supplementary files

For citation: Artashkina T.A. THE MAIN STRATEGIC TRENDS IN INTEGRATIVE EDUCATIONAL SCIENCE. Professional education in the modern world. 2015;(2):5-22.

Views: 328

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)