Особенности учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-20

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность и целесообразность исследования особенностей учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Акцентируется необходимость учета особенностей и поиска путей эффективного и продуктивного управления формированием и развитием учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Постановка задачи. Цель исследования – анализ особенностей учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Методика и методология исследования. Методы исследования: теоретический анализ и синтез проблематики особенностей учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению особенностей учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты. В настоящее время стоят теоретические задачи выявления особенностей учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление противоречий, связанных с попытками осмыслить специфику идентичности и иные социально-психологические особенности крайне многообразных по характеру имеющихся ограничений здоровья групп студентов. Одна из ведущих проблем связана с расхождением представлений исследователей о наличии, источниках и характере таких различий: часть исследователей полагает, что многие различия студентов с ограниченными возможностями здоровья и без ограниченными возможностями здоровья преувеличены. Другая часть исследователей полагает, что эти различия преуменьшены, недооценены или недостаточно полно и точно описаны.

Выводы. Автором суммируются результаты исследований особенностей учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается значимость, перспективность системной, целостной работы в контексте формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечение условий формирования и развития зрелой учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Об авторе

С. В. Коптяева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Коптяева Светлана Владимировна – магистр психолого-педагогического образования, специалист (социальный педагог и психолог), соискатель ученой степени кандидата психологических наук

248 023, г. Калуга, ул. Разина, 212/48



Список литературы

1. Мальцева Т. Е. Инклюзивная профессионализация в вузе: анализ и перспективы // Человек. Наука. Социум. 2023. № 1. С. 180–204.

2. Суслова О. И., Хмелькова О. В., Шаров А. А. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (пилотажное исследование) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5. С. 113–120.

3. Симатова О. Б. Особенности профессиональной направленности студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12, № 4. Ст. 20. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2021.12(4).20.

4. Симатова О. Б. Особенности некоторых компонентов профессиональной ментальности будущих педагогов и психологов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 3. С. 89–96.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Педагогика, 1996. 344 с.

6. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учеб. пособие. Москва: Аспект Пресс, 2001. 301 с.

7. Breakwell G. M. Resisting representations and identity processes // Papers on Social Representations. 2010. Vol. 19, no. 1. Art. 6.

8. Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, вып. 1. С. 6–15.

9. Fogelson R. D. Person, Self, and identity: some anthropological retrospects, circumspects, and prospects // Psychosocial theories of the Self: proc. of a conf. on new approaches to the Self, held March 29 – April 1, 1979, by the Center for Psychosocial Studies, Chicago, Illinois. Boston, 1982. Р. 67–109. https://doi.org/10.1007/978-1-4684-4337-0_5.

10. Кучеренко С. В. Профессиональная идентичность личности // Архивариус. 2021. Т. 7, № 2. С. 29–35.

11. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. … д-ра психол. наук. Москва, 2001. 327 с.

12. Лубовский В. И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. № 5. С. 61–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/psyedu_2013_n5_Lubovskiy.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

13. Арпентьева М. Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 252 с.

14. Калашникова С. А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личности в особых условиях // Гуманитарный вектор. 2013. № 1. С. 172–179.

15. Латышева М. А. Психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 120–126.

16. Шаповал И. А. Роль границ Я и не-Я в детерминации поведения в условиях неопределенности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 3. С. 100–106.

17. Шаповал И. А. Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019. № 1. С. 84–99.

18. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: тексты. Москва, 1982. С. 161–165.

19. Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83–91.

20. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 4–5 мая 2010 г.): материалы сообщений. Москва, 2010. С. 114–120.

21. Высшее инклюзивное образование: от теории к практике / под ред. С. Т. Кохана. Чита: ЗабГУ, 2019. 210 с.

22. Левицкая И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Т. 2, № 2. С. 136–140.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Коптяева С.В. Особенности учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):787-795. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-20

For citation: Koptyaeva S.V. Features of academic professional and personal identity of students with disabilities. Professional education in the modern world. 2023;13(4):787-795. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-20

Просмотров: 90

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)