Хронотопы дидактической коммуникации в современном вузе
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-17
Аннотация
Введение. Статья посвящается малоизученной проблематике (ре) организации пространственно-временных (хронотопических) аспектов дидактической коммуникации в современном вузе. Автор констатирует факт редкого обращения исследователей к этой проблеме.
Постановка задачи. Цели исследования – введение понятия хронотопа дидактической коммуникации и описание ведущих модусов, структурирующих хронотоп дидактической коммуникации в современном вузе.
Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ хронотопов дидактической коммуникации в современном вузе. Исходной теоретико-методологической установкой исследования является представление о комплексном, системном характере дидактической коммуникации, в котором пространственно-временные характеристики сопряжены с самой организацией учебных и воспитательных интеракций в современном вузе и воздействуют на выбор обучающим форм и приемов воздействия.
Результаты. Отмечается высокая значимость факторов пространства и времени учебного взаимодействия в представлениях обучающих и обучающихся относительно дидактической коммуникации в современном вузе, факт влияния пространственно-временных особенностей учебного взаимодействия на процесс осмысления студентами предметного содержания и на саму организационную схему дидактических интеракций в современном вузе.
Выводы. Хронотопы дидактической коммуникации – системы пространственно-временной организации дидактической коммуникации, соотнесения физического и психологического пространств и времен дидактической коммуникации, управления психологическими механизмами ориентировки участников учебного взаимодействия в пространстве и времени дидактической коммуникации. Данные системы для традиционной и современной образовательных систем различны, развитие вузовского профессионального образования идет по направлению ко все большему учету психологических пространства и времени дидактического взаимодействия.
Об авторе
П. В. МеньшиковРоссия
Меньшиков Петр Викторович – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования
248 023, г. Калуга, ул. Разина, д. 22/48
Список литературы
1. Арпентьева М. Р. Модусы дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 28–32.
2. Арпентьева М. Р. Разработка интегративной модели дидактической коммуникации и понимание// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 3. С. 73–78.
3. Арпентьева М. Р., Гасанова Р. Р. Меньшиков П. В. Современная дидактическая коммуникация: психологические и педагогические проблемы обучения и воспитания. Toronto: Altaspera Publ., 2020. 451с.
4. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В. Новые исследования дидактической коммуникации: умение учиться и умение учить. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. 426 с.
5. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В. Новые образовательные практики в контексте коммуникативного подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 3. С. 1179–1185. DOI: 10.15372/PEMW20170306.
6. Жизненное пространство в психологии / под ред. Н. В. Гришиной, С. Н. Костроминой. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2020. 532 с.
7. Меньшиков П. В. Психология учебного взаимодействия. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 256 с.
8. Меньшиков П. В. Феномен дидактической коммуникации. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. 328 с.
9. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Критерии анализа стратегий дидактической коммуникации // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 97–107.
10. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Экзистенциально-рефлексивная стратегия дидактической коммуникации: психологическая экспликация // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 1. С. 143–151.
11. Петровский А. В. Психология и время. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 448 с.
12. Cerna M. Humanism and didactic theorems from the early modern era in the knowledge society // International Journal of Innovation and Learning. 2021. Vol. 29, № 3. P. 340–357.
13. De Blasio A., Vinci F. Narrative learning and transformative practices in higher distance education // Higher education learning methodologies and technologies online: 3rd Intern. workshop, HELMeTO 2021, Pisa, Italy, Sept. 9–10, 2021: revised selected papers. Cham: Springer, 2022. Р. 309–320. https://doi.org/10.1007/978--030-96060-5_22.
14. Foresight education: problems of didactic communication development / ed. by M. R. Arpentieva [et al.]. Toronto: Altaspera Publ. & Literary Agency Inc., 2019. 146 p.
15. Foresight education: values, models and technologies of didactic communication of the XXI century / ed. by M. R. Arpentieva [et al.]. Toronto: Altaspera Publ. & Literary Agency Inc., 2018. 710 p.
16. Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Braitseva S. V. Didactic communication in the training of specialists in aerospace engineering // MATEC Web Conference. 2018. Vol. 158. Art. 01 004.
17. Vollmer H. J., Klette K. Pedagogical content knowledge and subject didactics – an intercontinental dialogue? // Didactics in a changing world. European Perspectives on teaching, learning and the curriculum. Cham: Springer, 2023. P. 17–33. DOI: 10.1007/978-3-031-20810-2_2.
18. Yalçın Y. Learner characteristics and competencies // Handbook of open, distance and digital education. Singapore: Springer, 2023. Р. 902–929.
19. Меньшиков П. В. Хронотопы дидактической коммуникации // Современные тренды высшего образования. Ульяновск, 2023. С. 476–494.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Меньшиков П.В. Хронотопы дидактической коммуникации в современном вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):756-765. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-17
For citation: Menshikov P.V. Chronotopes of didactic communication in modern university. Professional education in the modern world. 2023;13(4):756-765. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-17
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.