Академические службы психологического сопровождения в формировании и развитии стрессоустойчивости субъектов университетского образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-16
Аннотация
Введение. Жизнь человека в период получения высшего образования наполнена многочисленными стрессами, конфликтами и кризисами. Их особенно много там, где качество образования низко, а субъекты образования лишены или ограничены в возможностях получения специальной психологической и иной поддержки, где не проводится специальная и системная работа по направленному формированию и развитию стрессоустойчивости субъектов образовательных отношений.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ задачи возможностей современных академических психологических служб, в формировании и развитии стрессоустойчивости субъектов университетского образовании.
Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ задачи возможностей современных академических психологических служб, в формировании и развитии стрессоустойчивости субъектов университетского образования.
Результаты. Университетский стресс – хроническое состояние с незначительными различиями между началом и концом учебного года, началом и концом образования. При этом стрессовые события университетского периода жизни человека многочисленны и разнообразны. Стрессы образования, включая стрессы инноваций в образовании, значительно снижают успеваемость и отрицательно сказываются на психологическом самочувствии студентов, преподавателей и иных членов университетского сообщества. Типы стрессов и поддержки членов университетского сообщества при этом могут быть разными. Многочисленные сложности университетской жизни включают такие вопросы, как приспособление к новой среде и общий стресс студенческой/преподавательской жизни и т. д.: проблемы постижения и присвоения академических компетенций, проблемы академических и связанных с ними взаимоотношений, проблемы справедливости – включенности и стигматизации – эксклюзии, проблемы воспитания детей, проблемы вхождения в профессию, ее практику, проблемы физического, психологического, нравственного здоровья и т. д. Все это говорит о множественности задач и возможностей современных академических психологических служб, в формировании и развитии стрессоустойчивости субъектов университетского образования.
Выводы. Психолог может и должен выступать как модель «идеальных» учеников, педагогов, руководителей, родителей, то есть людей, имеющих развитые компетенции в умении учиться, учить, воспитывать и воспитываться. Но его ведущей задачей является фасилитация, поддержка, сопровождение развития этих компетенций, включая компетенции стрессоустойчивости, иные компетенции в области профилактики и совладания с трудностями в кризисных и стрессовых ситуациях, у других субъектов образования. Это предъявляет весьма серьезные требования к уровню профессиональной, личностной и межличностной зрелости специалиста академической службы, деятельности в сфере направленного формирования и развития стрессоустойчивости субъектов образовательных отношений.
Ключ. слова
Об авторах
А. И. ТащёваРоссия
Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики
344 056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4
Г. В. Валеева
Россия
Валеева Галина Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Высшая школа физической культуры и спорта
454 080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69
Р. И. Хотеева
Россия
Хотеева Раиса Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
248 023, г. Калуга, ул. Разина, 22/48
М. Р. Арпентьева
Россия
Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), внештатный эксперт
248 000, г. Калуга, ул. Достоевского, 44
Список литературы
1. Stallman H. M., Hurst C. P. The university stress scale: measuring domains and extent of stress in university students // Australian Psychologist. 2016. Vol. 51, no. 2. P. 128–134. https://doi.org/10.1111/ap.12127.
2. Greig A., MacKay T., Ginter L. Supporting the mental health of children and young people: a survey of Scottish educational psychology services // Educational Psychology in Practice. 2019. Vol. 35, no. 3. P. 257–270. https://doi.org/10.1080/02667363.2019.1573720.
3. Современная консультативная психология – 2021: психологическое консультирование: и психотерапия глазами молодых ученых [колективная моногр.]. В 2 т. / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтаспера, 2020. Т. 1. 634 с.; Т. 2. 600 с.
4. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2010. № 2. С. 82–87.
5. Забелина Е. В., Кузнецова Д. К. Понятие психологической резильентности: основные теории // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1. С. 10–13.
6. Evans B., Reid J. Resilient life: the art of living dangerously. Malden: Polity Press, 2014. 208 р.
7. Арпентьева М. Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 252 с.
8. Христидис Т. В., Новашина М. С. Формирование стрессоустойчивости педагогов вуза средствами социально-психологического тренинга // Актуальные проблемы психологического знания. 2020. № 3/4. C. 34–44.
9. Deasy C., Coughlan B., Pironom J., Jourdan D., Mannix-McNamara P. Psychological distress and coping amongst higher education students: a mixed method enquiry // PLoS One. 2014. Vol. 9, no. 12. Art. e115 193. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0115193.
10. Vilppu H., Södervik I., Postareff L., Murtonen M. The effect of short online pedagogical training on university teachers' interpretations of teaching learning situations // Instructional Science. 2019. Vol. 47. P. 679–709.
11. Дубовицкая Т. Д., Эрбегеева А. Р. Психологическая поддержка конструктивного преодоления фрустрации у студентов // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3. С. 24–35.
12. Морозов Д. И. Психологическое консультирование студентов по проблеме развития жизненного оптимизма // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 1. Ст. 11.
13. Касимова З. Ш. Адаптация студентов к обучению в вузе. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 64 c.
14. Крючева Я. В. Жизнестойкость и особенности совладания с трудностями в период адаптации первокурсников // Современный ученый. 2020. № 2. С. 66–70.
15. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы [коллективная моногр.] / под ред. А. Л. Журавлева [и др.]. Москва: Ин-т психологии РАН, 2008. 474 c.
16. Краснянская Т. М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 68, № 13. С. 299–300.
17. Татьянченко Н. П. Развитие психологических знаний о феномене жизнестойкости в трудах отечественных и зарубежных авторов // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 240–241.
18. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. Москва: Прометей, 2012. 152 c.
19. Васильченко М. В. Превенция кризисных состояний у субъектов образовательных учреждений. Ростов-на-Дону: Донской гос. техн. ун-т, 2013. 162 с.
20. Олифирович Н. И., Коптева С. И. Специфика деятельности социально-психологической службы в учебно-воспитательном процессе вуза // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1, Педагогика. Психология. Филология. 2010. № 1. С. 34–38.
21. Осин Е. Н. Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды // Психологическая наука и образование, 2015. Т. 20, № 4, с. 57–74. https://doi.org/10.17759/pse.2015200406.
22. Андронникова О. О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 1. С. 84–94.
23. Graner K. M., Abreu Ramos Cerqueira A. T. de. Revisão integrativa: sofrimento psíquico em estudantes universitários e fatoresas sociados // Ciência & Saúde Coletiva. 2019. Vol. 24, no. 4. P. 1327–1346. https://doi.org/10.1590/1413-81232018244.09692017.
24. Hatzichristou C., Lianos P., Lampropoulou A. Supporting vulnerable groups of students in educational settings: university initiatives and partnerships // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12, no. 4. P. 65–78. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0404.
25. Wille A. M. Facilitating success for refugee students and their families // Communiqué. 2016. Vol. 44, no. 6. P. 35.
26. Davies E. B. Development of an online intervention to increase mental health literacy and promote self-management of depression in university students: Ph. D. thesis. Nottingham: Inst. of Mental Health, Univ. оf Nottingham, 2015. 510 p. URL: http://eprints.nottingham.ac.uk/28972/1/EBDavies%20thesis.pdf (accessed 11.08.2023).
27. Гриднева С. В., Тащёва А. И., Арпентьева М. Р. Модели психологического сопровождения образования в вузе // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 2. С. 337–350. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-17.
28. Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования: [коллективная моногр.] / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтаспера, 2019. 230 c.
29. Тащёва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2016. 342 с.
30. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 750 с.
31. Тащёва А. И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 544 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Тащёва А.И., Валеева Г.В., Хотеева Р.И., Арпентьева М.Р. Академические службы психологического сопровождения в формировании и развитии стрессоустойчивости субъектов университетского образования. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):748-755. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-16
For citation: Tashcheva A.I., Valeeva G.V., Khoteeva R.I., Arpentieva M.R. Academic services of psychological support in the formation and development of stress resistance of subjects of university education. Professional education in the modern world. 2023;13(4):748-755. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-16
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.