Гуманизация и суверенизация как стратегия реформирования и развития российского образования. Часть 1. Суверенный путь России в образовании
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-15
Аннотация
Введение. Россия отстаивает свой гуманитарный суверенитет, когда воспитание, образование, культура, политика, фильмы строятся на наших традициях и ценностях, которые находятся не вовне, а внутри человека, в его сознании, поскольку это ментальные составляющие, мировоззренческие компоненты.
Постановка задачи. Система образования должна работать на формирование и развитие человеческого капитала страны. Без решения этой задачи у страны не будет суверенного образования, а значит, не будет будущего. Необходима смена парадигмы высшей школы, нужна новая русская национальная модель. Профессиональная школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром духовного преобразования личности специалиста, источником одухотворенности его мыслей, слов и поступков; воспитывать настоящего гражданина, патриота, хорошо знающего историю и культуру своей страны.
Методика и методология исследования. Строится на ключевых моментах суверенизации российского образования, которая закономерно отказалась от Болонской системы образования. Методология осмысления современной ситуации в образовании, аналитического доклада «Будущее высшей школы России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030».
Результаты. Отечественное образование с внедренной до недавнего времени Болонской системой развивалось исключительно как экстрактивный социальный институт. На протяжении более чем двадцатилетнего периода эту важнейшую сферу жизни общества, значение которой в поддержании и развитии суверенитета страны переоценить невозможно, буквально «ломали через колено» в угоду Западу. Изложены основные изменения в системе высшего образования, вызванные этим участием. Присоединение к Болонскому процессу получило в профессиональном сообществе неоднозначную и даже противоречивую оценку.
Выводы. Сейчас в обществе сложилась такая ситуация, которая делает актуальной проблему поиска новой смыслосоставляющей фундаментализации образования, сущностью которой является осознание того, что дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться не только интеллектуально-образовательным, но и духовно-нравственным потенциалом общества и человека, то есть гуманизацией и суверенизацией. В этом – ценность России.
Ключ. слова
Об авторе
Н. А. КорниенкоРоссия
Корниенко Нина Алексеевна – доктор психологических наук, профессор кафедры технологии обучения, педагогики и психологии
630 039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 147
Список литературы
1. Readings B. The university in ruins. Harvard Univ. Press, 1996. 256 p. https://doi.org/10.2307/j.ctv1cbn3kn.
2. Barnett R. Realizing the university in an age of supercomplexity. Soc. for Research into Higher Education & Open Univ. Press, 2000. 200 p.
3. Будущее высшей школы России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналит. докл. / науч. ред. В. С. Ефимов. Красноярск: СФУ, 2012. 182 с.
4. Garcia M. L., Bray O. H. Fundamentals of technology roadmapping: Sandia report. SAND-97–0665. Albuquerque; Livermore, 1997. 33 p. DOI: 10.2172/471364.
5. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. Москва, 1991. С. 195–206.
6. Попов А. А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск: Бия, 2008. 279 с.
7. Слепцова И. Ф. Суверенитет российского образования: вызовы, риски и стратегия развития. Москва: Творч. центр «Сфера», 2022. 112 с.
8. Reaching the marginalized: EFA global monitoring report 2010. UNESCO Publ.; Oxford Univ. Press, 2010. 510 p. URL: https://ifap.ru/pr/2010/n100120b.pdf (accessed 25.07.2023).
9. Сафонова М. А. Шансы для университетов // Полит.ру. 2011. URL: https://polit.ru/article/2011/10/10/safonova/ (дата обращения: 25.07.2023).
10. Сивак Е. В. Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания): препринт WP10. Москва: ГУ ВШЭ, 2006. 41 с.
11. Орлов В. В., Таточенко А. Л. Болонская система (процесс) в России: реализация, проблемы и решения // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 19 мая 2022 г. Москва, 2022. С. 70–84.
12. Пинтаева М. Ю. Высшее образование в России и Болонский процесс // Мировая наука. 2019. № 6. С. 353–358.
13. Тихомиров Н. В. Болонский процесс в России в аспекте балльно-рейтинговой системы в вузах: проблемы и перспективы применения // Научная мысль. 2019. Т. 9, № 3. С. 106–109.
14. Шолохов А. В. Болонский процесс как генератор перманентного кризиса в российском высшем образовании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1–1. С. 87–90.
15. Efimov V. S., Lapteva A. V. Practices of exploring the future: Russian foresight // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2009. Vol. 1, no. 3. P. 143–153.
16. Popper R., Miles I. D. The FISTERA Delphi: future challenges, applications and priorities for socially beneficial information society technologies // Manchester 1824: The Univ. of Manchester. 2005. URL: https://research.manchester.ac.uk/en/publications/the-fistera-delphi-future-challenges-applications-and-priorities- (accessed 25.07.2023).
17. Романов Ю. И. Болонский процесс как путь к иллюзорной упорядоченности через предваряющий хаос // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2018. № 3. С. 74–84.
18. Садовничий В. А. Интервью с ректором Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академиком РАН Виктором Антоновичем Садовничим / вел Д. Гришанков // Эксперт РА. 2013. URL: https://raexpert.ru/editions/sadovnichii_vuz_2013/ (дата обращения: 25.07.2023).
19. Розин В. М. Анализ Новосибирского проекта реформирования высшего образования // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: cб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 19 мая 2022 г. Москва, 2022. С. 84–96.
20. Телегина Г. В. Образование на перекрестках культур: реформа на Западе и ее интерпретации. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун.-та, 2005. 328 с.
21. Таточенко А. Л., Тараканов А. В. Российский рейтинг университетов RAEX-100: метрологический подход к оценке результатов // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: cб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 19 мая 2022 г. Москва, 2022. С. 103–112.
22. Тараканов А. В., Тышковский А. В., Ускова Д. Н. К вопросу о суверенизации отечественного образования // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: cб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 19 мая 2022 г. Москва, 2022. С. 31–39.
23. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 25.07.2023).
24. Погосян М. Ректор МАИ Михаил Погосян – о том, какие профессии будут популярны через пять лет и почему нужны инженеры с креативным мышлением / беседу вела Н. Ячменникова // Российская газета. № 158 (9103). URL: https://rg.ru/2023/06/27/mai-universitety.html (дата обращения: 29.07.2023).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Корниенко Н.А. Гуманизация и суверенизация как стратегия реформирования и развития российского образования. Часть 1. Суверенный путь России в образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):736-747. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-15
For citation: Kornienko N.A. Humanization and sovereignization as a strategy for reforming and development of Russian education. Part 1. Russia's sovereign path in education. Professional education in the modern world. 2023;13(4):736-747. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-15
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.