Цифровая грамотность студентов вуза непрофильных направлений подготовки


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-13

Полный текст:




Аннотация

Введение. Формирование и совершенствование готовности и способности студентов непрофильных (не ИТ) направлений подготовки эффективно, продуктивно (безопасно) использовать цифровые устройства, программы, технологии, применять цифровые компетенции (знания, умения и навыки) для решения образовательных проблем в контексте учебно-профессиональной деятельности является одной из важных целей образовательных стандартов в современных вузах.

Постановка задачи. Цель исследования – анализ проблем понятия, структуры и уровней сформированности цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки.

Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез результатов исследований определения, структурного осмысления и уровневой типологизации цифровой грамотности современных студентов вуза не непрофильных направлений подготовки. Методологическую основу исследования составили концептуальные положения и принципы компетентностного и личностно-деятельностного подходов.

Результаты. В настоящее время стоят теоретические задачи разработки интегративной модели цифровой грамотности и практические задачи повышения цифровой грамотности обучающихся непрофильных направлений подготовки, в том числе до уровня, когда студент не только потребляет цифровые компетенции, но и способен и готов использовать их в процессе самостоятельной или совместной с другими студентами и преподавателями постановки и решения образовательно-профессиональных задач, в том числе в контексте возникающих в результате цифровизации его труда новых профессиональных специализаций или даже профессий. Ведущую роль в этом процессе играют во внутриличностном контексте когнитивные компоненты грамотности, на межличностном – коммуникативные и нравственно-этические.

Выводы. Автором суммируются результаты исследований формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки. Отмечается важность и перспективность системной, целостной работы в контексте формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки. Перспективы теоретического и эмпирического изучения этой проблемы связаны с изучением такого компонента и его интегративной роли в формировании и развитии цифровой грамотности студентов вузов непрофильных направлений.


Об авторе

М. А. Мойсеенкова
Сургутский государственный университет
Россия

Мойсеенкова Маргарита Аликовна – аспирант, преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования

628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1



Список литературы

1. Bélisle C. Literacy and the digital knowledge revolution // Digital literacies for learning. Facet Publ., 2006. P. 51–67. https://doi.org/10.29085/9781856049870.007.

2. Street B. V. Literacy in theory and practice. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 1984. 243 p.

3. Lankshear C., Knobel M. New literacies: changing knowledge and classroom learning. Buckingham; Philadelphia: Open Univ. Press, 2003. XIII, 223 p.

4. Баймуратова Л. Р., Долгова О. А., Имаева Г. Р., Гриценко В. И., Смирнов К. В., Аймалетдинов Т. А. Цифровая грамотность для экономики будущего. Москва: НАФИ, 2018. 85 с.

5. Степаненкова А. Д. Новые профессии на рынке труда в условиях цифровой экономики // Вестник науки. 2023. T. 3, № 1. C 130–137.

6. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» / М-во эконом. развития Рос. Федерации. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/ktse.pdf (дата обращения: 21.05.2023).

7. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Баринова Е. П. Трансформация терминологии, компетенций и знаний в условиях цифровой экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 4. С. 21–28.

8. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Симачкова Н. Н., Петрова Л. Н., Крутикова Н. Ф. Развитие цифровых компетенций в системе образования // Образование и право. 2022. № 1. С. 112–114. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-1-112-114.

9. Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р. Цифровизация и проблемы современного российского образования // Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 16–27.

10. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад НИУ ВШЭ: к XX Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и о-ва, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / науч. ред. Л. М. Гохберг. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. 82 с.

11. Сухомлин В. А., Зубарева Е. В., Якушин А. В. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, № 2. С. 146–152.

12. Рязанцева М. В. Развитие цифровых компетенций как источник роста производительности труда // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 6. С. 77–85. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-6-77-85.

13. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S., Van den Brande G. DigComp 2.0: the digital competence framework for citizens. Update phase 1: The conceptual reference model. Luxembourg: Publ. Office of the European Union, 2016. 40 p.

14. Kellner D. Technological transformation, multiple literacies, and the re-visioning of education // E-Learning and Digital Media. 2004. Vol. 1, no. 1. P. 9–37. https://doi.org/10.2304/elea.2004.1.1.8.

15. Tyner K. Literacy in a digital world: teaching and learning in the age of information. New York: Routledge, 1998. 304 p. https://doi.org/10.4324/9781410601971.

16. Gilster P. Digital literacy. New York: Wiley Computer Publ., 1997. 276 p.

17. Martin A., Grudziecki J. DigEuLit: concepts and tools for digital literacy development // Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006. Vol. 5, no. 4. P. 249–267.

18. Søby M. Digital competence: from ICT skills to digital «bildung». Oslo: ITU, Univ. of Oslo, 2003. 33 p.

19. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

20. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13, № 2. С. 143–172. https://doi.org/10.1723/1996-7845-2018-02-07.

21. Дегтярев А. В. Работа в «облаке» как трансформация социально-трудовых отношений в цифровой экономике // Креативная экономика. 2017. Т. 11, № 2. С. 241–248.

22. Новикова И. В. Выявление навыков работников, готовых на занятость с признаками неустойчивости // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 232–249.

23. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Взаимосвязь ценностного и компетентностного выбора молодежи в условиях цифровизации: результаты всероссийского исследования (2018 г.) // Ценности и смыслы. 2019. № 2. С. 76–104. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2019-00016.

24. Арпентьева М. Р. Феномен цифровой беспризорности // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2017. № 2. С. 37–40.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мойсеенкова М.А. Цифровая грамотность студентов вуза непрофильных направлений подготовки. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):715-723. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-13

For citation: Moiseenkova M.A. Digital literacy of university students in non-core training directions. Professional education in the modern world. 2023;13(4):715-723. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-13

Просмотров: 201

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)