Профессиональный стандарт «Агрономия» в контексте запросов работодателей
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-12
Аннотация
Введение. Развитие современного сельского хозяйства нацелено на поиск новых способов и методов увеличения продуктивности земель и выращивания животных. На первый план выходит взаимодействие между реальным производством и наукой, которая должна обеспечивать высокими технологиями отечественные предприятия. Однако наблюдается наличие большого разрыва между вузами и реальным сектором экономики.
Постановка задачи. Современной тенденцией развития аграрного образования становится соответствие компетенций выпускников требованиям работодателей. В условиях инновационного развития экономики рынок труда нуждается в специалистах, которые могут работать в различных профессиональных средах и иметь высокую мотивацию к переобучению.
Методика и методология исследования. Вторичный анализ данных социологических исследований на соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников аграрных вузов производственным требованиям сегодняшнего дня сопоставлен с результатами социологического исследования студентов Нижегородского агротехнологического университета.
Результаты. Итогом исследования стало выявление не только комплекса проблем, присущих современному аграрному образованию, но и описание конкретных компетенций по направлению подготовки «Агрономия» (ФГОС 3++), не соответствующих запросам ведущих стейкхолдеров агропроизводства, в том числе несогласованность субъектов учебного процесса в понимании и транслировании профессиональной квалификации.
Выводы. Полученные результаты определили актуальность прав аграрных вузов вносить свои коррективы в формирование квалификации выпускников.
Об авторах
А. В. АникинаРоссия
Аникина Анна Валентиновна – кандидат социологических наук, доцент кафедры «История, философия и социология»
603 107, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 97Е. К. Крутова
Россия
Крутова Елена Константиновна – кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой «Ботаника, физиология и защита растений»
603 107, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 97А. В. Климова
Россия
Климова Анна Владимировна – кандидат экономических наук, декан агрономического факультета
603 107, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 97Т. В. Смирнова
Россия
Смирнова Татьяна Владимировна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Геодезия и землеустройство»
603 107, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 97Список литературы
1. Патрушев Д. Н. [Выступление на заседании Государственного совета. Москва. Кремль. 26.12.2019] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62418 (дата обращения: 25.06.2023).
2. Таланова М. Б. Современное состояние науки в аграрной отрасли // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71967 (дата обращения: 25.06.2023).
3. Дмитриева Ю. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 8. URL: https://hr-portal.ru/article/usloviya-trudoustroystva-vypusknikov-vuzov-na-rynke-truda (дата обращения: 25.06.2023 г.).
4. Жигадло А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 108–112.
5. Веретенникова Л. К. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях новой образовательной парадигмы // Преподаватель XXI век. 2013. № 2. С. 31–36.
6. Белая Н. В. Кластерный подход в формировании кадров аграрного сектора экономики // Современные технологии управления. 2013. № 8. URL: https://sovman.ru/article/3201/ (дата обращения: 25.06.2023).
7. Воронин Б. А., Лоретц О. Г., Фатеева Н. Б. К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов аграрного вуза // Аграрный Вестник Урала. 2015. № 4. C. 71–74.
8. Борытко Н. М., Ширяева К. Современные требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора как основание для применения компетентностного подхода в образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9. С. 90–95.
9. Картешкина О. Л. Формирование профессиональной компетентности выпускников аграрного вуза // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 5. С. 29–36.
10. Погонышева Д. А. О формировании профессиональной компетентности студентов-аграриев // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 159–161.
11. Ечмаева Г. А., Григорьева Е. Н. Формирование профессиональных компетенций будущих организаторов индивидуального фермерского хозяйства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12446 (дата обращения: 25.06.2023).
12. Федотова О. И. К вопросу о профессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 15. С. 82–85.
13. Акулич О. Е., Пахомова Н. А. Развитие проектно-исследовательских компетенций в аграрном вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 3–3. С. 10–15. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.105.3.060.
14. Духинина Н. В. Модель системы развития ключевых компетенций студентов аграрного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. № 1. С. 34–37.
15. Бочарова Е. В. Система компетенций работников агропромышленного комплекса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 5–1. С. 133–140.
16. Аникина А. В. Профессиональный стандарт по направлению подготовки «Зоотехния» в контексте модернизации аграрного образования // Высшее образование сегодня. 2020. № 12. С. 20–24.
17. Саскевич П. А. Практико-ориентированная направленность обучения в учреждениях высшего аграрного образования // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 1. С. 143–149.
18. Великанов В. В., Трапянок Н. Г., Дубежинский Е. В. Целевая подготовка в аграрных вузах в контексте кадрового обеспечения предприятий АПК // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 3. С. 161–166.
19. Селиванов Д. Ю. Профессиональная социализация студентов аграрного вуза // Дискуссия. 2011. № 4. С. 90–92.
20. Трубилин А. И., Гайдук В. И. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для села // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2017. № 4. С. 42–50.
21. Бураева Е. В. Аграрное образование: место и роль в кадровом обеспечении регионального АПК // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. № 3. С. 107–110.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Аникина А.В., Крутова Е.К., Климова А.В., Смирнова Т.В. Профессиональный стандарт «Агрономия» в контексте запросов работодателей. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):706-714. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-12
For citation: Anikina A.V., Krutova E.K., Klimova A.V., Smirnova T.V. Professional standard «Agronomy» in the context of employer's requests. Professional education in the modern world. 2023;13(4):706-714. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-12
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.