Профессиональный стандарт «Агрономия» в контексте запросов работодателей


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-12

Полный текст:




Аннотация

Введение. Развитие современного сельского хозяйства нацелено на поиск новых способов и методов увеличения продуктивности земель и выращивания животных. На первый план выходит взаимодействие между реальным производством и наукой, которая должна обеспечивать высокими технологиями отечественные предприятия. Однако наблюдается наличие большого разрыва между вузами и реальным сектором экономики.

Постановка задачи. Современной тенденцией развития аграрного образования становится соответствие компетенций выпускников требованиям работодателей. В условиях инновационного развития экономики рынок труда нуждается в специалистах, которые могут работать в различных профессиональных средах и иметь высокую мотивацию к переобучению.

Методика и методология исследования. Вторичный анализ данных социологических исследований на соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников аграрных вузов производственным требованиям сегодняшнего дня сопоставлен с результатами социологического исследования студентов Нижегородского агротехнологического университета.

Результаты. Итогом исследования стало выявление не только комплекса проблем, присущих современному аграрному образованию, но и описание конкретных компетенций по направлению подготовки «Агрономия» (ФГОС 3++), не соответствующих запросам ведущих стейкхолдеров агропроизводства, в том числе несогласованность субъектов учебного процесса в понимании и транслировании профессиональной квалификации.

Выводы. Полученные результаты определили актуальность прав аграрных вузов вносить свои коррективы в формирование квалификации выпускников.


Об авторах

А. В. Аникина
Нижегородский государственный агротехнологический университет
Россия

Аникина Анна Валентиновна – кандидат социологических наук, доцент кафедры «История, философия и социология»

603 107, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 97


Е. К. Крутова
Нижегородский государственный агротехнологический университет
Россия

Крутова Елена Константиновна – кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой «Ботаника, физиология и защита растений»

603 107, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 97


А. В. Климова
Нижегородский государственный агротехнологический университет
Россия

Климова Анна Владимировна – кандидат экономических наук, декан агрономического факультета

603 107, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 97


Т. В. Смирнова
Нижегородский государственный агротехнологический университет
Россия

Смирнова Татьяна Владимировна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Геодезия и землеустройство»

603 107, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 97


Список литературы

1. Патрушев Д. Н. [Выступление на заседании Государственного совета. Москва. Кремль. 26.12.2019] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62418 (дата обращения: 25.06.2023).

2. Таланова М. Б. Современное состояние науки в аграрной отрасли // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71967 (дата обращения: 25.06.2023).

3. Дмитриева Ю. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 8. URL: https://hr-portal.ru/article/usloviya-trudoustroystva-vypusknikov-vuzov-na-rynke-truda (дата обращения: 25.06.2023 г.).

4. Жигадло А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 108–112.

5. Веретенникова Л. К. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях новой образовательной парадигмы // Преподаватель XXI век. 2013. № 2. С. 31–36.

6. Белая Н. В. Кластерный подход в формировании кадров аграрного сектора экономики // Современные технологии управления. 2013. № 8. URL: https://sovman.ru/article/3201/ (дата обращения: 25.06.2023).

7. Воронин Б. А., Лоретц О. Г., Фатеева Н. Б. К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов аграрного вуза // Аграрный Вестник Урала. 2015. № 4. C. 71–74.

8. Борытко Н. М., Ширяева К. Современные требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора как основание для применения компетентностного подхода в образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9. С. 90–95.

9. Картешкина О. Л. Формирование профессиональной компетентности выпускников аграрного вуза // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 5. С. 29–36.

10. Погонышева Д. А. О формировании профессиональной компетентности студентов-аграриев // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 159–161.

11. Ечмаева Г. А., Григорьева Е. Н. Формирование профессиональных компетенций будущих организаторов индивидуального фермерского хозяйства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12446 (дата обращения: 25.06.2023).

12. Федотова О. И. К вопросу о профессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 15. С. 82–85.

13. Акулич О. Е., Пахомова Н. А. Развитие проектно-исследовательских компетенций в аграрном вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 3–3. С. 10–15. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.105.3.060.

14. Духинина Н. В. Модель системы развития ключевых компетенций студентов аграрного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. № 1. С. 34–37.

15. Бочарова Е. В. Система компетенций работников агропромышленного комплекса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 5–1. С. 133–140.

16. Аникина А. В. Профессиональный стандарт по направлению подготовки «Зоотехния» в контексте модернизации аграрного образования // Высшее образование сегодня. 2020. № 12. С. 20–24.

17. Саскевич П. А. Практико-ориентированная направленность обучения в учреждениях высшего аграрного образования // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 1. С. 143–149.

18. Великанов В. В., Трапянок Н. Г., Дубежинский Е. В. Целевая подготовка в аграрных вузах в контексте кадрового обеспечения предприятий АПК // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 3. С. 161–166.

19. Селиванов Д. Ю. Профессиональная социализация студентов аграрного вуза // Дискуссия. 2011. № 4. С. 90–92.

20. Трубилин А. И., Гайдук В. И. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для села // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2017. № 4. С. 42–50.

21. Бураева Е. В. Аграрное образование: место и роль в кадровом обеспечении регионального АПК // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. № 3. С. 107–110.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Аникина А.В., Крутова Е.К., Климова А.В., Смирнова Т.В. Профессиональный стандарт «Агрономия» в контексте запросов работодателей. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):706-714. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-12

For citation: Anikina A.V., Krutova E.K., Klimova A.V., Smirnova T.V. Professional standard «Agronomy» in the context of employer's requests. Professional education in the modern world. 2023;13(4):706-714. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-12

Просмотров: 134

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)