Трансформация среднего профессионального образования в условиях технологических изменений


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-11

Полный текст:




Аннотация

Введение. Современные социально-экономические реалии, связанные с новым технологическим переходом, обусловливают необходимость серьезных структурных и содержательных изменений в системе профессионального образования и обучения. С усиливающимися проблемами несоответствия структуры современного профессионального образования новому технологическому укладу и изменяющимися кадровыми запросами экономики в XXI в. столкнулось большинство стран мира. Особенно остро проблемы проявляются в отечественной системе среднего профессионального образования, пребывающего в режиме реформирования с середины 1990-х гг. и призванного играть главную роль в профессиональном самоопределении и становлении молодежи.

Постановка задачи. Задачи статьи заключаются в анализе тенденций и факторов, обусловливающих необходимость статусных, структурных и содержательных изменений в отечественной системе профессионального образования и обучения.

Методика и методология исследования. Теоретико-методологической основой исследования стали теория непрерывного профессионального образования (А. М. Новиков), интегративная теория многоуровневого непрерывного профессионального образования (А. П. Беляева), профессиология (Э. Ф. Зеер), навыки XXI в. (A. J. Rotherham, D. Willingham). В работе применялись методы сравнительного и ретроспективного анализа статистических данных российских и международных исследований, контент-анализ сайтов учреждений среднего профессионального образования.

Результаты исследования заключаются в анализе тенденций и факторов, определяющих изменения и повышение эффективности функционирования систем профессионального образования и обучения; выявлении факторов синхронизации отечественной системы среднего профессионального образования, рынка труда и кадровых потребностей предприятий; обосновании необходимости статусных и структурных изменений в системе отечественного среднего профессионального образования.

Выводы. Практическая значимость исследований состоит в демонстрации возможностей ретроспективного, прогностического и сравнительного анализа в оценке деятельности учреждений среднего профессионального образования и обучения, трансформации их в другие образовательные системы.


Об авторах

А. А. Листвин
Череповецкий государственный университет
Россия

Листвин Александр Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент профессионального образования

162 600 г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5



М. А. Гарт
Череповецкий государственный университет
Россия

Гарт Марина Арисовна – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой профессионального и технологического образования

162600, г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5



Список литературы

1. Дудырев Ф. Ф., Анисимова К. В., Артемьев И. А. [и др.]. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналит. докл. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. 98 с.

2. Шугаль Н. Б., Кузнецова В. И., Кузьмичева Л. Б. [и др.] Среднее профессиональное образование в России: стат. обзор. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. 72 с.

3. Тихонова Н. Е. Профессиональная структура современной России: особенности и динамика // Общественные науки и современность. 2020. № 3. С. 18–34. DOI: 10.31857/S086904990010067–5.

4. Understanding technological change and skill needs: technology and skills foresight. Cedefop practical guide. No. 3. Luxembourg: Publ. Office of the European Union, 2021. 69 p. http://data.europa.eu/doi/10.2801/307925.

5. The future of vocational education and training in Europe. Vol. 3. The influence of assessments on vocational learning. Cedefop research paper. No. 90. Luxembourg: Publ. Office of the European Union, 2022. 167 p. http://data.europa.eu/doi/10.2801/067378.

6. The future of vocational education and training in Europe. Vol. 1. The changing content and profile of VET: epistemological challenges and opportunities. Cedefop research paper. No. 83. Luxembourg: Publ. Office of the European Union, 2022. 132 p. http://data.europa.eu/doi/10.2801/215705.

7. Berufliche Bildung und Ausbildung in Europa, 1995–2035: Szenarien für die europäische Berufsbildung und Berufsausbildung im 21. Jahrhundert. Cedefop Referenzreihe. Nr. 114. Luxemburg: Verlagsbüro der Europäischen Union, 2020. 185 S. http://data.europa.eu/doi/10.2801/794471.

8. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.

9. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. Санкт-Петербург, 2002. 240 с.

10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Профессиология: психологический контент: учеб. пособие. Москва: ИНФРА-М, 2020. 194 с.

11. Rotherham A. J., Willingham D. Skills of the 21st century: upcoming challenges // Educational Leadership. 2009. Vol. 67, no. 1. P. 16–21.

12. The future of vocational education and training in Europe. Vol. 2. Delivering IVET: institutional diversification and/or expansion? Cedefop research paper. No. 84. Luxembourg: Publ. Office of the European Union, 2022. 117 p. http://data.europa.eu/doi/10.2801/780431.

13. Сорокин П. С., Мальцева В. А., Гасс П. В. Как и зачем измерять профессиональные навыки? Москва: НИУ ВШЭ, 2021. 64 с.

14. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. Москва: Изд. дом ВШЭ, 2019. 271 с.

15. Curriculum reform in Europe. The impact of learning outcomes. Cedefop research paper. No. 29. Luxembourg: Publ. Office of the European Union, 2012. 202 p. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/5529_en.pdf (accessed 21.02.2023).

16. Лейбович А. Н. Стратегия // Национальная система квалификаций России. 2021. № 1. С. 3–13. URL: https://journal.nark.ru/terms/natsionalnaya-sistema-kvalifikatsiy-rossii/ (accessed 01.08.2023).

17. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда? Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 44 с.

18. Романова О. А. Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: системат. обзор рос. лит. // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16, № 2. С. 105–123. DOI: 10.26907/esd.16.2.06.

19. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной подготовки. Санкт-Петербург: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. 480 с.

20. Среднее профессиональное образование в сфере креативных индустрий: анализ востребованности профессий и специальностей. Результаты исследования / подгот.: О. В. Иванов [и др.]. Москва: ИРПО, 2022. 45 с.

21. Дубицкий В. В., Коновалов А. А., Лыжин А. И., Феоктистов А. В., Неумывакин В. С. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 67–100. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-67-100.

22. Teachers and trainers in a changing world. Building up competences for inclusive, green and digitalised vocational education and training (VET): synthesis report. Cedefop research paper. No. 86. Luxembourg: Publ. Office of the European Union, 2022. 110 p. http://data.europa.eu/doi/10.2801/53769.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Листвин А.А., Гарт М.А. Трансформация среднего профессионального образования в условиях технологических изменений. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):696-705. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-11

For citation: Listvin A.A., Garth M.A. Transformation of secondary vocational education in the context of technological changes. Professional education in the modern world. 2023;13(4):696-705. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-11

Просмотров: 216

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)