Использование проблемно-модульной образовательной технологии в учреждениях высшего и среднего профессионального образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-10

Полный текст:




Аннотация

Введение. В современных условиях предъявляются все новые требования к организации учебного процесса и эффективности профессионального образования. При этом первостепенное значение приобретает качество подготовки выпускников.

Постановка задачи. Все более актуальным становится внедрение новых технологий в образовательный процесс, которые должны вооружать обучающихся методологией познания и творческими подходами к решению практических задач. Одной из наиболее эффективных и востребованных на рынке образовательных услуг является проблемно-модульная образовательная технология.

Методика и методология исследования. Основы модульного обучения раскрывает Т. А. Каплунович и П. Ю. Цявичене. Понимание проблемно-модульного обучения толкуется как процедура отбора и ограничения круга наиболее значимых проблемных вопросов в изучаемой дисциплине без нарушения последовательности и системности изложения материала. Весь изучаемый курс подразделяется на модули, границы которых определяются в соответствии с учебно-педагогическими задачами, объемом теоретических знаний и практических умений, необходимых студентам для успешного решения профессиональных задач. Разработка подходов к построению и применению модульных программ подробно рассмотрена в исследованиях В. М. Гареева, Е. М. Дурко, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой.

Результаты. В настоящее время перед системой профессионального образования стоят задачи активизации и развития познавательных способностей студентов, дифференциации и индивидуализации процесса обучения в соответствии с требуемыми уровнями подготовки и формирования специалистов с устойчивыми побудительными мотивами к самосовершенствованию и самообразованию в течение всей жизни.

Выводы. Проблемно-модульная технология обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся, сформировать у них навыки самообразования и приблизить обучение к решению профессиональных задач.


Об авторе

А. М. Балашов
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Балашов Алексей Михайлович – кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования Института физико-математического, информационного и технологического образования

630 126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Михалкова Н. Н. Развитие образовательных технологий в начальном профессиональном образовании: автореф. дис…. д-ра пед. наук. Москва, 2007. 45 с.

2. Цявичене П. Ю. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.

3. Чошанов М. Л. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва, 1996. 160 с.

4. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1972. 551 с.

5. Соколков Е. А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук. Новосибирск: НГИ, 1999. 169 с.

6. Богомолова О. Б. Модульно-рейтинговая технология обучения: пример методической разработки урока по математике // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 9. С. 16–31.

7. Цегельная Н. В. Применение модульно-рейтинговой технологии на уроках математики в колледже // Специфика педагогического образования в регионах России. 2010. № 1. С. 80–81.

8. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. Москва: МСХА, 1993. 164 с.

9. Бессонова Л. Н. Специфика организации занятий в системе проблемно-модульного обучения // Гражданское общество и правовое государство. 2015. Т. 1. С. 134–137.

10. Шматков Р. Н. Концептуальные основы подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 15. С. 465–476.

11. Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 33–48.

12. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1994. 128 с.

13. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. В. С. Кукушкина. Ростов-на-Дону: Март, 2002. 320 с.

14. Thiessen D. Innovations in teacher education: a review of recent literature. Ontario: Ministry of Education and Training Publ., 1993. 133 p.

15. Мануйлов B., Федотов И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 117–123.

16. Петрова М. А. Модульная технология в аспекте проблемного обучения// Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2007. № 18. С. 160–167.

17. Лазуткина Л. Н., Наумов А. И. Реализация модульного подхода как условие повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов // Мир образования – образование в мире. 2014. № 1. С. 137–143.

18. Russell J. D. Modular instruction: a guide to the design, selection, utilization and evaluation of modular materials. Minneapolis: Burgess Publ., 1974. 164 p.

19. Chiu M. S. Approaches to the teaching of creative and non-creative mathematical problems // International Journal of Science and Mathematics Education. 2009. № 7. P. 55–79. https://doi.org/10.1007/s10763-007-9112-9.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Балашов А.М. Использование проблемно-модульной образовательной технологии в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):690-695. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-10

For citation: Balashov A.M. The use of problem-based modular educational technology in institutions of higher and secondary vocational education. Professional education in the modern world. 2023;13(4):690-695. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-10

Просмотров: 139

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)