Психологическая готовность специалиста к деятельности как педагогическая проблема
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-9
Аннотация
Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой повышения требований современного общества к качеству профессиональной подготовки выпускников. В статье говорится о необходимости формировать психологическую готовность к деятельности молодых специалистов как интегрированную систему профессионально-личностных качеств и свойств, результат которой выражается в готовности специалиста решать актуальные и перспективные трудовые задачи.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление ключевого блока психологической готовности специалиста к деятельности в логике педагогической науки.
Методика и методология исследования. Анализ научных публикаций показал, что проблема психологической готовности к профессиональной деятельности является предметом исследования многих ученых общей и военной педагогики. На основе проведенного теоретического этапа исследований авторы пришли к выводу о том, что развитию готовности к деятельности способствует особенное психическое состояние индивида, наличие у него модели действий и направленность на их реализацию, которые определяются наличием соответствующих способностей и условий, необходимых для успешного ее осуществления деятельности, опора на понимание опережающего отражения действительности, обеспечивающего предупредительное приспособление к предстоящим изменениям внешних условий или формирование подготовительных изменений для будущих событий. Поэтому психологическая готовность к деятельности представляет собой «предупредительное» приспособление к будущим трудовым событиям.
К результатам исследования можно отнести описание и анализ проблемы психологической готовности к деятельности в логике психологии и педагогики. Раскрыты представление о модели психологической готовности к деятельности, построенной на принципах ее реализации; содержание каждого ее компонента и дана уровневая критериальная характеристика каждого из них в логике высокого, среднего и низкого. Представлена поэтапная программа формирования психологической готовности к деятельности, включающая диагностический комплекс, содержание работы на каждом этапе, и варианты вероятностного результата подготовленности.
Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема исследования носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать, что психологическая готовность в деятельности способствует обеспечению высокой производительности труда, развитию профессиональных качеств, необходимых для выполняемой работы (инициативность, активная жизненная позиция, организаторские умения), высокая работоспособность. Психологическая готовность к деятельности представляет собой «предупредительное» приспособление к будущим трудовым событиям.
Об авторах
О. Ю. ШитаковаРоссия
Шитакова Ольга Юрьевна – аспирант
630 039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
А. Ю. Гуськов
Россия
Гуськов Александр Юрьевич – аспирант
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Е. А. Ерошкин
Россия
Ерошкин Евгений Анатольевич – адъюнкт адъюнктуры
630 114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2
Т. В. Сидорина
Россия
Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологий обучения, педагогики и психологии; профессор кафедры военной педагогики
630 039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160;
630 114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь // Gufo.me: site. URL: https://gufo.me/dict/bes (accessed 24.08.2023).
2. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. Москва: Политиздат, 1987. 590 с.
3. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ленинград, 1982. 23 с.
4. Левин Е. М. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2011. 23 с.
5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия, 2004. 368 с.
6. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. № 6. С. 117–121.
7. Кизилова М. А. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как сложное многоаспектное понятие // Молодой ученый. 2022. № 21. С. 148–150.
8. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). Москва, 2014. С. 6–9.
9. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Москва: Педагогика, 1980. 232 с.
10. Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986. 255 с.
11. Дунин Г. С. Проблемы и результаты оценки психологической готовности сотрудников МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1. С. 33–38.
12. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика: словарь. Москва: Акад. проект, 2005. 848 с.
13. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность. Москва: Наука, 1986. 350 с.
14. Забродин Ю. М. Очерки теории психологической регуляции поведения. Москва: Магистр, 1997. 215 с.
15. Гуськов Ю. А., Вульферт В. Я., Сидорина Т. В. Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей аграрной школы // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2019. С. 4–6.
16. Санжаева Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 127–141.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 712 с.
18. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.
19. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2010. 533 c.
20. Кораблина Е. П. Формирование психологической готовности студентов к выполнению профессиональной роли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2012. № 148. С. 13–23.
21. Шитакова О. Ю. Тьютерская работа эксперта систем образования // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2019. Т. 1. С. 185–187.
22. Гуськов А. Ю., Пчельников А. В. Формирование практических навыков как условие эффективной экспериментальной работы студента // Состояние и инновации технического сервиса машин и оборудования: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти доцента М. А. Анфиногенова. Новосибирск, 2022. С. 57–59.
23. Гуськов Ю. А., Вульферт В. Я., Сидорина Т. В. Требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2018. Ч. 2. С. 5–8.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шитакова О.Ю., Гуськов А.Ю., Ерошкин Е.А., Сидорина Т.В. Психологическая готовность специалиста к деятельности как педагогическая проблема. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):680-689. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-9
For citation: Shitakova O.Y., Guskov A.Y., Eroshkin E.A., Sidorina T.V. Psychological readiness of a specialist to activity as a pedagogical problem. Professional education in the modern world. 2023;13(4):680-689. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-9
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.