Чтение и читательские практики современного студенчества (по материалам научно-исследовательского дискурса)
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-7
Аннотация
Введение. Повышение исследовательского интереса к анализу читательских практик студенчества, наблюдаемое в последнее десятилетие, обусловлено масштабными трансформационными процессами в области книги и чтения. В связи с появлением новых форм бытования текстов значительно изменяются читательские стратегии, в первую очередь в среде молодежи, так как она способна быстро и эффективно овладевать новыми навыками читательского поведения, усваивать современные виды знания и применять новые методики обучения. Вместе с тем общепризнанным фактом и одной из актуальных современных проблем является снижение интеллектуального и культурного уровня российского студенчества. Ситуация молодежного «нечтения» с каждым годом обостряется. Библиотека как главный организатор чтения в обществе традиционно включает читателя и динамику читательского поведения в сферу своих научно-исследовательских интересов. Важным стимулом интереса к читательским стратегиям учащейся молодежи является и то, что именно она составляет сегодня самую многочисленную аудиторию большинства библиотек.
Постановка задачи. Цель статьи – анализ актуальных научных публикаций, дающих материал для совершенствования процессов библиотечно-информационного обслуживания студентов, для стимулирования их читательской активности в условиях развития мультимедийной культуры.
Методика и методология исследования. Поскольку изучение актуального социального феномена читательских практик носит междисциплинарный характер, библиотечными специалистами для успешного развития диалоговых форм взаимодействия с читателем-студентом был осуществлен мониторинг научного дискурса по означенной теме.
Результаты. Отмечены такие значимые факты, как антиномичность современных рефлексий по поводу читательской деятельности, наличие в сегодняшнем обществе амбивалентного отношения к чтению, формирование в студенческой среде нового, поисково-справочного типа работы с информацией, субъектность читательского поведения молодежи как способность самостоятельно определять траекторию собственного чтения, преобразовывать традиционные читательские практики в новые коммуникативные форматы.
Выводы. Библиотечное сообщество интенсивно ищет пути и способы адаптации к новым условиям существования, актуализирует задачи, переосмысливает идеологию взаимодействия с читателями.
Ключ. слова
Об авторе
Г. М. ВихреваРоссия
Вихрева Галина Михайловна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы
630102, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
Список литературы
1. Аскарова В. Я. Читатель как объект профессиональной рефлексии // Чтение в XXI веке: традиции и тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 21–28.
2. Мордасова Н. А. Студент как потребитель информационных ресурсов: на примере Тамбовской области: дис…. канд. пед. наук. Тамбов, 2005. 197 c.
3. Залуцкая С. Ю. Воспитание читателя в условиях образовательной среды вуза: креативный аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 11–17.
4. Тимофеева Ю. В. Учебное чтение жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX – начале XXI в. // Библиосфера. 2017. № 3. С. 56–62.
5. Лакизо И. Г. Спрос на документные ресурсы и услуги библиотеки как показатель уровня удовлетворённости информационных потребностей студентов вузов (на примере ГПНТБ СО РАН) // Научные и технические библиотеки. 2022. № 4. С. 54–77. DOI: 10.33186/1027-3689-2022-4-54-77.
6. Аскарова В. Я. Современная библиотека – организатор чтения в мультимедийном пространстве // Библиосфера. 2020. № 1. С. 73–82. DOI: 10.20913/1815-3186-2020-1-73-82.
7. Гудова М. Ю. Постграмотное чтение: актуальность определения понятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17. С. 130–132.
8. Мельникова Н. Е., Александрова А. А. Чтение в студенческой среде: темпы, объемы, предпочтения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 7. С. 44–47. DOI: 10.23672/8687-1618-7260-v.
9. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. Москва: Наука, 2010. 180 с.
10. Гудова М. Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 3. С. 82–88.
11. Воронцов А. В. Чтение как социально-экономическая проблема // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 4. С. 57–67.
12. Васёв Д. В. Актуализация потенциала культуры чтения при подготовке специалистов в высшей школе // Преподаватель XXI век. 2021. № 1, ч. 1. С. 84–94. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-84-94.
13. Бирюков П. Б. Чтение учащихся высшей школы в контексте образовательного процесса: дис. … канд. социол. наук. Москва, 1999. 160 с.
14. Национальная программа поддержки и развития чтения, разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом // Library.ru. URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения: 22.09.2023).
15. Накоряков В. Е. «Атеросклероз» молодого поколения учёных // Наука в Сибири. 2012. № 11. С. 6.
16. Тузовский И. Д. Антиномии чтения, грамотности и образования в информационном обществе // Чтение. XXI век. Челябинск, 2014. C. 62–79.
17. Kurschus S. European book cultures: diversity as a challenge. Wiesbaden: Springer, 2015. XVII, 365 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-08060-0.
18. Щупленков О. В., Щупленков Н. О. Проблема формирования инновационной личности в современном обществе // NB: Психология и психотехника. 2013. № 8. C. 21–70.
19. Колосова Е. А. Детское чтение в современной России: понятие, структура и практики // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4. С. 193–198.
20. Чудова И. А. Электронное или бумажное? Специфика реализации практик чтения студентами и научными работниками // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12, № 4. С. 53–72.
21. Баринов Д. Н. Трансформация читательских практик в современном российском обществе // Культура и искусство. 2014. № 6. С. 660–667. DOI: 10.7256/2222–1956.2014.6.13212.
22. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. Современные читательские практики: обзор основных исследований как попытка классификации // Литература в школе. 2022. № 1. С. 92–104.
23. Шабанова М. А. Коммуникативная модель «делового чтения» // Библиосфера. 2013. № 1. С. 57–60.
24. Каргаполова Е. В., Давыдова Ю. А., Дьякова В. В., Симоненко М. А. Динамика читательских практик современного российского студенчества: социологический анализ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 1. С. 258–275. DOI: 10.15838/esc.2022.1.79.14.
25. Лощилина М. А., Петрова Е. В. Информационная культура как условие успешной адаптации человека в информационном обществе // Известия МГТУ «МАМИ». 2013. № 4–2. С. 76–82.
26. Бочарникова И. С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2018. № 1. С. 18–21.
27. Ивашина М. В. Точка бифуркации: к новым читательским практикам через КНИГУРУ // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. науч.-практ. работ. Москва, 2013. C. 201–215.
28. Дулина Н. В., Каргаполова Е. В., Симоненко М. А. Книжная культура современного студенчества (на примере Нижневолжского региона. Астрахань: АГАСУ, 2017. 184 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Вихрева Г.М. Чтение и читательские практики современного студенчества (по материалам научно-исследовательского дискурса). Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):661-670. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-7
For citation: Vikhreva G.M. Reading and reading practices of modern students (based on the materials of scientific-research discourse). Professional education in the modern world. 2023;13(4):661-670. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-7
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.